Московский экономический журнал 2/2016

image_pdfimage_print

Ростовцева Людмила Ивановна

доктор социологических наук, профессор

Тульский филиал ФГБОУ ВО  «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

г. Тула, Россия

Долгарев Анатолий Васильевич

доцент

Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков, Украина

e-mail: rostovtsevali.@rambler.ru

 

ЛИДЕРСТВО И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

 

Аннотация: В статье исследуются различия между понятиями «лидерство» и «руководство», черты лидера и его роль в инновационном развитии. Проведен сравнительный анализ взглядов российских, украинских и западных ученых на феномен лидерства в современном обществе. На основе биографического метода анализируется харизматичность лидерства В.А. Стародубцева.

Ключевые слова: лидер, руководитель, харизма, инновации, традиции

 

Rostovtseva Lyudmila I.
doctor of sociological Sciences, Professor

Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russia

Dolgarev Anatoly V.
associate Professor
National technical University «Kharkiv Polytechnic Institute», Kharkov, Ukraine

e-mail: rostovtsevali.@rambler.ru

 

LEADERSHIP AND INNOVATIVE DEVELOPMENT

Abstract: The article examines the differences between the concepts “leadership” and “management”, characteristics of a leader and his role in the innovative development. The work is devoted to the comparative analysis of the views of Russian, Ukrainian and Western scientists on the phenomenon of leadership in modern society. The article analyzes the charismatic leadership style of V.A. Starodubtzev on the basis of a biographical method.

Keywords: leader, manager, charisma, innovations, traditions.

 

Современные мыслители все чаще задумываются о сущности человека, смысле его существования, предназначении в новой исторической эпохе. Сегодня, в век информации и цифры, предъявляются новые требования к каждому человеку и всему человечеству, творящему историю на Земле. Особенно это касается  правящих элит, состоящих из лидеров, обладающих превосходством над массами.

Внимание современных ученых приковано не только к национальным лидерам, но и к руководителям всех уровней власти, различных организаций и компаний, создающих экономические блага, обеспечивающих население рабочими местами. Если руководитель способен подняться в своем развитии до уровня лидера, то ему удается выстроить добропорядочные эффективные отношения не только с сотрудниками своих организаций, партнерами, но и со своими конкурентами. Лидерами становятся, как правило, те руководители, которые служат примером для других людей, видят свой долг в самоотдаче, в честном служении своей компании, своему народу, стране, человечеству.

Каждая эпоха имеет свои идеалы, примеры для подражания. Но при этом остается по-прежнему что-то общее, неподвластное времени. В чем состоит общее и особенное в лидерстве и руководстве? Какие черты обеспечивают превосходство одних людей над другими? Почему инновационность в современном обществе становится важнейшей характеристикой лидерства?

 

Немного истории

Первые попытки осмыслить проблемы эффективного управления встречаются в произведениях древнегреческих мыслителей. Вспомним известное высказывание Платона о том, что в идеальном государстве властители должны философствовать, а философы властвовать, иначе не жди конца злу. Более 500 лет прошло с момента написания Николо Макиавелли «не утратившего в веках и ныне остро актуального» произведения «Государь» [1, с.9-35]. Систематическое же изучение лидерства началось с появлением социологии как науки в первой половине XIX в., а также с появлением дискурса либерализма и необходимостью переосмысления способов легитимации власти, ее признания и  объяснения.

В традиционном обществе власть проистекала из происхождения человека; с возникновением гражданского общества в результате «общественного договора» любой человек мог стать лидером, ибо обладал равными правами.  Поэтому до конца XIX – начала XX вв. в теориях М. Вебера, Р. Михельса, З. Фрейда лидер изучался с точки зрения его роли в стабильных социальных институтах, а также его характеристик и социальных ситуаций, вызывающих институциональные изменения.

В дальнейшем при изучении лидерства внимание исследователей направляется, прежде всего, внутрь организаций – на поиск эффективных стратегий лидерства. К примеру, в социологии в зависимости от того, какие факторы эффективности признаются главенствующими, О.Н. Зубковская выделяет четыре подхода к исследованию лидерства:

– теории черт и стилей поведения, нацеленные на поиск универсального лидерского стиля, связываающие его эффективность со  свойствами личности (Г. Юкл, Р. Стогдил, Б. Басс, Шейкелтон, мотивационные теории МакКлелланда и др.);

– ситуационные теории, утверждающие, что эффективность лидерства является следствием действия в конкретной ситуации (личностно-ситуационная теория Ф. Фидлера, теория «путь-цель Т. Митчелла и Р. Хауса, модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго;

– атрибутивные теории, которые анализируют субъективные впечатления и социальные представления руководителей и подчиненных о надлежащем поведении друг друга, влиянии взаимоотношений  и действий лидера на последователей главным образом, опираясь на теорию каузальной атрибуции (теория романтизации Дж.Мейндла, концепция Р. Лорда и К.Махера и др.)

– теории обмена, рассматривающие общественные отношения как форму особого обмена, который продолжается до тех пор, пока он выгоден (теория диад Граена, теории «харизматического лидера»,  «трансформационного лидерства»[1]) [2, с.508-512] .

В XX в. появилось огромное множество работ, посвященных лидерству, не только в социологии, но и в психологии, политологии, менеджменте, демонстрирующих различные подходы к исследованию этого феномена.

 

Лидер и руководитель

Понятие «лидерство» не имеет единого определения, многие вопросы остаются дискуссионными, в том числе и вопрос о соотношении понятий «лидер» и «руководитель». Длительное время в отечественной научной литературе феномен лидерства и лидера рассматривался узко – в рамках социальной группы[2].  Чаще всего в социологии под лидерством понимался феномен «влияния в группах или организациях, направленного на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели» [2, с.507].  Аналогичный подход существовал и в психологии: «Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе». При этом лидером провозглашался «член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [3, с.190].

Понятия «лидер» и «руководитель» часто отождествлялись, сегодня они разведены. Лидер оказывается таковым благодаря доверию людей, готовых ему подчиниться ради реализации совместной цели, поэтому его влияние обусловлено отношениями снизу вверх. Руководителя наделяет властью и влиянием его должность, предписывающая ставить цель и контролировать ее выполнение подчиненными в результате отношений сверху вниз. Руководитель управляет ситуацией, влияя на поведение других с помощью приказа; лидер приказать не может – он может увлечь за собой, показать пример, которому последуют добровольно, если есть доверие и уважение к нему. Это означает, что лидерство есть психологический феномен, в основе которого лежат морально-психологические факторы, а руководство – социальный феномен, основанный на регламентированных обществом правовых нормах.

Общие черты в деятельности руководителя и лидера: оба координируют и организуют отношения членов социальной группы, общности, управляют ими, реализуют процессы социального влияния. Большее внимание в современной научной литературе уделяется их различиям, проистекающим, прежде всего, из происхождения этих двух феноменов. И это объяснимо, по нашему мнению, тем, что наиболее эффективно управлять можно сегодня при условии, если руководитель является не просто администратором,  менеджером, а лидером.

Харьковский ученый К.С. Арутюнов «с помощью» Уоррена Бенниса, профессора Университета Южной Калифории, выделяет более десятка различий между понятиями «менеджер» и « лидер». При этом он утверждает, что эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и, наоборот, их характеристики находятся как бы в разных измерениях [4, с.293-294].

 

Различия между менеджером и лидером

Табл.1

Менеджер Лидер
1.     Администратор

2.     Поручает

3.     Работает по целям других

4.     План – основа действий

5.     Полагается на систему

6.     Использует доводы

7.     Контролирует

8.     Поддерживает движение

9.     Профессионален

10.   Принимает решения

 

11.   Делает дело правильно

12.   Уважаем

1.     Инноватор

2.     Вдохновляет

3.     Работает по своим целям

4.     Видение – основа действий

5.     Полагается на людей

6.     Использует эмоции

7.     Доверяет

8.     Дает импульс движению

9.     Энтузиаст

10.   Превращает решения в реальность

11.   Делает правильное дело

12.   Обожаем

 

Мы согласны с автором в том, что задача совмещения черт лидера и менеджера в одном лице трудновыполнима (хотя соединение все-таки  возможно!); благотворный контакт между неформальным лидером в коллективе и менеджером может служить компенсацией.  Однако при  характеристике творческой личности менеджера (быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться, уметь порывать с традициями) [выделено курсивом нами – Л.Р., А.Д.] [4, с.286], последнее нуждается в конкретизации.

Традиции осуществляют жизненно-важные функции. Например, одной из них является преемственность – и в природе, и в обществе, и в мышлении она  означает связь между старым и новым в процессе развития. Инновация появляется благодаря традиции. На основе передаваемого из поколения в поколение культурного и исторического наследия сохраняется целостность и стабильность. Огульное отрицание традиции вообще грозит эффективности, духовному здоровью социума, отдельных социальных групп и индивидов, тормозит прогресс. При этом какие-то традиции иногда могут стать тормозом развитию и они заменяются инновациями, которые при определенных условиях тоже с течением времени способны стать  традициями.

А что же современные западные ученые говорят о лидере?

Антонио Менегетти называет три основополагающих качества, которыми должен обладать современный лидер:

– неординарный врожденный потенциал, проявляющийся как талант создателя и координатора;

– глубокие познания и профессионализм;

– неоспоримое превосходство в определенном виде деятельности.

Он пишет: «Лидер создает себя сам последовательно и ответственно. Ум – это первое благо, которым наделен наш человеческий вид, живущий на планете Земля, поэтому именно умом надлежит научиться оперировать, способствуя тем самым развитию уровня сознания и ответственности человека. Лидеры – это множество маленьких гениев жизни…

Первенство в промышленном производстве, науке или политике всегда принадлежит тем странам или социальным контекстам, в которых открыта дорога лидерам, обладающим талантом высочайшего уровня и организаторскими способностями» [5, с.31, 37, 39].

Применительно к бизнесу Эберхард фон Лёнайзен называет следующие характеристики как ключевые для лидерства:

  1. Чувство перспективы, или видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как достичь цели (как известно, этим отличался основатель Microsoft Билл Гейтс).
  2. Страстность, или одержимость своей целью, убежденность в правильности собственных действий.
  3. Убедительность– умение добиться своего, воздействовать на людей.
  4. Настойчивость – никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки.
  5. Терпение– умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги, что особенно важно при построении нового бизнеса или в управлении быстрорастущей компанией [6, с.9-10].

В поисках некоего универсального набора черт лидера проведено множество исследований. Известно, например, что уже в 1948 г. Р.Стогдил, проанализировав 142 исследования, пришел к выводу о бесперспективности подобного поиска, т.к. лидерские черты зависели от конкретной ситуации, методов исследования и выборки. В 1974 г. на основе анализа данных за период с 1949 по 1970 гг. и сравнения их с результатами предыдущих исследований он заключает, что черты характера не являются единственным фактором лидерства, хотя и представляют собой основание для него [2, с.508]. Аналогичный вывод делают и российские ученые. В разные времена общество, разные социальные группы предъявляют свои требования к набору личностных черт лидера [7, с.39].

 

Лидерство: врожденное  или благоприобретенное свойство?

Большинство российских и украинских экспертов считают, что лидерами рождаются, это дар. Однако все большее распространение получает точка зрения, в соответствии с которой лидеру необходимо обладать определенными задатками, лидерский потенциал можно развить с помощью специальных знаний и отработки навыков. Это утверждают и западные эксперты, ссылаясь на опыт западных компаний, десятилетиями воспитывающих лидеров, а также приводя биографии успешных российских и украинских предпринимателей, за плечами у которых школа комсомольской и партийной работы в советское время.

На Западе однозначный  взгляд – лидеров надо воспитывать и развивать лидерские качества. Особенности характера трудно изменить, но определенные качества развивать можно и нужно. Марвин Бауэр называет некоторые такие важнейшие качества (атрибуты лидерства):

  1. Честность, т.к. она позволяет завоевать доверие внутри организации и за ее пределами.
  2. Сдержанность и непринужденность, ибо человек высокомерный и заносчивый не может быть лидером по определению, так же как и застенчивый. Настоящие лидеры думают не о себе, а о компании и подчиненных, ведут себя неформально и непринужденно.
  3. Умение слушать. Большинство руководителей иерархических компаний не обладают этим умением.
  4. Восприимчивость, которая означает лучшую информированность, более продуктивные отношения с коллегами и подчиненными. Лидер никогда не говорит “нет” сразу, а оставляет время на размышление и не забывает сообщить о своем решении тем, кого оно касается.
  5. Умение войти в положение другого, знать, о чем он думает, развить в себе способность чувствовать, что происходит с ним.
  6. Инициативность – важнейшее качество любого лидера, которое легко развить в себе, если компанией управляют лидеры [6, с.17-18].

Возможно, инициативность и можно развить в какой-то степени, но не всегда «легко»; не стоит забывать, что она базируется на творчестве, а это уже дар Божий. Не всякий инициатор способен генерировать новые идеи, увлечь ими других, воплотить их в жизнь.

Истинные лидеры никогда не ставят свои интересы выше интересов других людей, т.к. они убеждены, что их личное благополучие возможно в рамках общего благополучия. Их богатство измеряется не столько тем, что они имеют и приобретают, а тем, что отдают людям и природе.

К сожалению, и в России, и в Украине ощущается острая нехватка руководителей-лидеров, обладающих неформальным авторитетом, чутких к проблемам своих подчиненных, понимающих их нужды и потребности, готовых жертвовать своими личными интересами ради коллективных, способных быть организаторами  совместной деятельности, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем и внушать в других оптимизм и веру в свои силы. Кроме того, многие так называемые эффективные менеджеры, прошедшие подготовку на Западе, не обладают превосходством ни с морально-психологической точки зрения, ни с профессиональной, чтобы называться лидером.

К лидеру в России всегда предъявлялись самые высокие профессиональные требования. Он должен был обладать неоспоримым преимуществом  – все знать и уметь лучше других (в качестве примеров вспоминаются эссе из нашей книги воспоминаний и размышлений поколений «Мы помним…» о председателе Госплана Н.А. Вознесенском и его брате ректоре Ленинградского университета А.А. Вознесенском, маршалах Г.К. Жукове и Р.Я. Малиновском, об известных оружейниках А.Ф. Шипунове, В.П. Грязеве, М.Т. Калашникове, В.А. Дегтяреве, Н.Ф Макарове, И.Я. Стечкине, Д.М. Кочетове, В.Н. Рогожине и др., которые. предстают перед читателем, прежде всего, профессионалами высочайшего класса [8]). Серьезные требования предъявлялись и к моральному облику.

В США считается, что для лидера в организациях  важнее быть не самым умным, а уметь строить отношения с окружающими и влиять на них, добиваясь поставленной цели. Этот подход сегодня переносится и на российскую почву, что по нашему мнению, противоречит традиции и не всегда оправдано. «Эффективный менеджер» вытесняет авторитетного руководителя-лидера, высокого профессионала и нравственную личность.

Украинские эксперты делают очень спорный вывод – по их мнению, украинский   лидер и менеджер ничем не отличается от западных представителей по своей природе;  если «до недавнего времени можно было говорить о невысоком и недостаточном уровне менеджмента», то сейчас в Украине он «растет очень быстро, и в скором времени можно ожидать, что тенденция отставания в сфере управления сократится до минимума или вовсе исчезнет» [4, с. 296].

По нашему мнению, поиски рецептов эффективного управления должны вестись обязательно на основе ценностей национальной культуры. Заимствовать положительный опыт на Западе или Востоке можно и нужно, но лишь при условии, чтобы он не противоречил национальным особенностям своей многовековой культуры. Необходимо умелое сочетание старого и нового, традиций и инноваций.

 

Лидерство и инновации

Лидер – творческая личность, способная к инновациям, под которыми чаще всего понимаются любые нововведения. Хотя инновации (строго говоря) – это рождение  принципиально новых явлений, невиданных ранее: идей, товаров, услуг, технологий,  способов управления и т.д. Инновации сегодня становятся основной движущей силой развития бизнеса, важнейшим фактором повышения конкурентоспособности и экономического роста. Без профессионализма и духовности инновации не появятся.

Однако понимать это и реализовывать на деле – разные вещи. Исследование МсKinsey показало, что существуют значительные расхождения между стремлением к инновациям и способностью руководителей их внедрять [9]. Исследование 600 руководителей, менеджеров и специалистов американских компаний показало, что качество лидерства можно использовать как индикатор эффективности инноваций. Респонденты, которые считают свои организации более инновационными по сравнению с другими, оценили и способности своих лидеров как «сильные» или «очень сильные». И наоборот.

Инновации ассоциируются с переменами, которые отвлекают ресурсы и время, необходимые для выполнения краткосрочных показателей. Поэтому внедрение инноваций зависит от умения руководителей оказать влияние на сотрудников, завоевать их сердца и умы своим примером. В ходе исследования было выявлено два фактора, определяющих распространение инноваций в компании: наличие сильных лидеров, заинтересованных в инновациях, и топ-менеджеров, уделяющих серьезное внимание управлению инновациями и их развитию. Тормозом внедрения инноваций респонденты назвали расхождение между словом и делом: на словах руководство активно выступает за инновации, а на практике – не оказывает никакой поддержки. Другая типичная проблема – неспособность руководства демонстрировать поведение, стимулирующее инновации, из-за неготовности воспринять новые идеи, идти на риск, боязни совершить ошибку.

Три основные принципа управления инновациями, предлагаемые американскими исследователями, следующие:

1.Инновации должны стать частью процесса стратегического планирования. Тогда ими можно управлять, отслеживать и измерять. Это ключевой элемент стратегии, ориентированной на рост.

2.Менеджеры должны создавать условия для появления и развития инновационных сетей.

3.Менеджеры должны стимулировать инновации, учиться на ошибках,  поощрять культуру инноваций, основанную на доверии сотрудников, когда люди не боятся высказывать свои мысли и совместно с руководством искать пути решения проблем. Такая атмосфера может оказаться эффективнее денежного стимулирования..

Таким образом исследование McKinsey подтвердило вывод, актуальный также и для России, и для Украины, о необходимости руководителя быть восприимчивым к инновациям, быть профессионалом, способным стратегически мыслить, заботиться о людях, другими словами – быть руководителем-лидером.

Проиллюстрировать этот вывод позволяет пример В.А. Стародубцева. Поскольку импульсом к написанию данной статьи послужили Стародубцевские чтения, проводимые в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова, хотим отдать дань памяти Василию Александровичу Стародубцеву как руководителю-лидеру, харизматичной личности. Его жизненный путь – яркий пример, представляющий интерес,  как с практической, так и теоретической точек зрения при исследовании проблемы лидерства и инновационного развития.

Лица, работавшие со Стародубцевым – известным в СССР председателем колхоза имени В.И. Ленина, Героем Социалистического труда, председателем Совета колхозов РСФСР, Крестьянского союза СССР, Агропромышленного Союза России, народным депутатом СССР, затем губернатором Тульской области, депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – в ходе проведенного нами интервьюирования,  отметили следующие его основные черты[3]:

– колоссальная работоспособность, высокий профессионализм, глубокая проработка каждой проблемы, требующей решения, простота в общении (доступность), уважение к людям, порядочность (Богомолов В.А., первый заместитель губернатора Тульской области, ныне член Совета старейшин Тульской торгово-промышленной палаты, член Общественного совета при министерстве промышленности и топливно-энергетического комплекса  Тульской области)

–  трудолюбие, целеустремленность, боевитость, умение работать на конечный результат, высокий профессионализм, лидерство при решении любого вопроса (Калинин Н.В., заместитель губернатора Тульской области по социальным вопросам, ныне директор Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова)

– целеустремленность, доступность, уважение к людям (Миронов А.А., начальник контрольного управления губернатора, впоследствии – администрации Тульской области, ныне преподаватель права в вузе)

 – доступность, человеколюбие, желание помочь (Павленко Б.С., секретарь областного комитета ВЛКСМ и областного комитета КПРФ, ныне глава муниципального образования город Донской Тульской области)

– видение перспективы, профессионализм, доверие, ответственность, внимание к людям (Петрова Г.В., директор департамента финансов администрации Тульской области, ныне начальник отдела  Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова)

– трудолюбие, честность, верность идеалам, принципиальность, доброта, любовь к детям (Цехмистренко И.Н., руководитель департамента культуры администрации Тульской области, ныне начальник отдела Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова).

Как видим, во всех характеристиках названы лидерские качества, как профессиональные, так и духовно-нравственные, без которых невозможно инновационное развитие.

 

В.А. Стародубцев – руководитель-лидер

Понять характеристики личности, особенности поведения и стиль управления помогает биография.

Родился В.А. Стародубцев в крестьянской семье 25 декабря 1931 г. в с. Воловчик Воловского района Липецкой области. Благодаря вековой привычке вести крестьянское хозяйство на совесть, жили основательно, не бедствуя. Первой была вера в Христа, второй – вера в работу. Старший в семье Василий уже с детства отличался сметливостью, заботливостью о младших братьях и сестрах, недетской ответственностью.

Война. Отец на фронте. Село оккупировано немцами, которые не зверствовали, но отобрали все, что можно. Выжить помогли селяне, помогавшие всем, чем могли. Осмысление придет позднее – народ победил в войне своим духом и нравственным превосходством.  Всю жизнь будет Василий Александрович помнить это и помогать людям.

Подростком Василий начинает работать – надо кормить семью, отец вернулся с войны инвалидом.

Армия. Хотел стать летчиком (за 5 лет налетал на бомбардировщиках 500 часов), но пришлось спуститься в шахту. Одновременно учился в вечерней школе; был избран коммунистами шахты в партком.

Горный институт. Проучился до 3-го курса.   Начало шестидесятых годов. Оттепель, но деревня умирает. Поступил в сельскохозяйственный институт. С 1964 г. – председатель колхоза имени Ленина по предложению Новомосковского горкома партии.

«Судьба, направляя его то в небо, то в шахтерский забой,  закалила и сформировала в нем лучшие человеческие качества – порядочность, честность, ответственность; учила понимать людей, вникать в их заботы и чаяния и, если возможно, помогать…Человеческое доверие стало его главным неисчерпаемым ресурсом», – пишет в книге «Жизнь, отданная людям» Н.Д. Маликов, бессменный пресс-секретарь В.А. Стародубцева [10, с. 14-15].

Восстановление в Спасском, центральной усадьбе колхоза имени В.И. Ленина,  храма (чтобы женщины не просили транспорт и не лукавили каждый раз, будто едут к соседям на Рязанщину «на родину Есенина на экскурсию»), организация промыслов, строительство 450 квартир, детского сада, плавательного бассейна, столовой, магазинов. Сегодняшней молодежи не понять – каких усилий стоило в советское время все это сделать – доказать ОБХСС, что храм построен на пожертвования и заработанные колхозниками деньги,  получить разрешение на создание швейно-полеводческого цеха, строительство хозспособом!

Инновацией для того времени стала уникальная организация животноводства. В 1979 г. Василию Александровичу, зоотехнику Нине Тихоновне Кочетовой и ряду специалистов была присуждена Государственная премия за создание фермы нового типа, которую назовут позднее «стародубцевским комплексом». К примеру, один из штрихов его  предприимчивости – чтобы облегчить труд доярок, Стародубцев раздобыл на шахте  списанный механизм для кормораздаточного транспортера с особо прочной лентой. Стали применять доильные аппараты, работающие по команде электронных устройств. Сделали решетчатый пол в коровнике.

В итоге резкий скачок производительности труда: 1100 коров стали обслуживать 22 человека. Один оператор сдавал в год 1000 тонн молока, обслуживая до 300 коров. Продуктивность молочного стада возросла с 1,5-2 тыс. л до 6 тыс. л молока в год от каждой коровы. Урожайность зерновых по сравнению с 1964 г. выросла с 10 ц с гектара до 55 ц и выше, сахарной свеклы – с 50-60 ц до 650-850, а то и 1000 ц с гектара в лучшие годы [10, с.17, 21-22]. Для сравнения: в 2014 г. средний надой молока на 1 корову в РФ в хозяйствах всех категорий составил 4021 кг [11, с.412], в крупных и средних сельскохозяйственных организациях Тульской области – 4897 кг. Урожайность зерна в Тульской области составила 31,2 ц с гектара, сахарной свеклы – 296,4 ц с гектара [12, с. 16, 21], т.е стародубцевские показатели являются выдающимися и для сегодняшнего дня..

Бесплатное питание детям в школах и детских садах, содержание жилья, коммунальные услуги – за счет колхоза, обеды в столовой – за мизерную плату.

Итальянский фермер Луиджи Альбертини, правнук Л.Н. Толстого, побывав в Спасском, не поверил своим глазам: западная организация труда, а социальная сторона жизни – даже лучше, чем на Западе.

Потом будет губернаторство (1997-2005), ГКЧП; в 76 лет был избран в Государственную Думу.

«В.А. Стародубцев дружил со многими интересными людьми и приглашал их в Спасское. В хозяйство приезжали артисты. Концерт Людмилы Зыкиной пришлось перенести из зала Дворца культуры на стадион – так много было зрителей, – вспоминает И.Н. Цехмистренко. – Выступал с концертом Михаил Ножкин, приезжал Геннадий Заволокин, руководитель популярного тогда проекта «Играй, гармонь».

Дважды в хозяйство приезжал Юрий Владимирович Андропов. В разное время бывали здесь члены Политбюро ЦК КПСС Николай Иванович Рыжков,  председатель Совета Министров СССР, и Виктор Петрович Никонов,  министр сельского хозяйства РСФСР, заместитель .министра сельского хозяйства СССР.

Когда Василий Александрович был депутатом Государственной Думы, теплые отношения сложились у него с лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алферовым. Оказалось, что их отцы воевали под Сталинградом».

Первый заместитель губернатора Виталий Алексеевич Богомолов вспоминает о губернаторстве В.А. Стародубцева: «Василий Александрович был профессионалом высокого класса не только в области сельского хозяйства, но и промышленности, менеджмента. У него была  феноменальная память, он хорошо помнил цифры – невозможно было прийти к нему, не подготовившись.

Его высокая мобильность и доступность позволяли оперативно решать назревшие проблемы. Позвонил любой директор с просьбой о встрече, губернатор готов принять его сразу же: через 5 минут, через час  или, в крайнем случае, через день-два (в зависимости от своей загруженности). Если надо, сразу же садился в машину и ехал на предприятие или в Москву, в министерство, хоть к Президенту.

По субботам никогда не отдыхал – всегда на работе,  в воскресенье – в своем кабинете в Спасском, на приеме посетителей. Со всей Тульской области ехали к нему туда люди в выходной со своими проблемами. А в понедельник он уже раздавал поручения по решению этих проблем. Не откладывал в «долгий ящик».

Приветствовал творческий подход, не сковывал инициативу подчиненных – его не боялись. Уважали.  Никакого зазнайства, чванства,  прост был в общении. Человечный, уважал людей.

Не терпел пустого времяпрепровождения, ничего не делал «ради галочки». В свободное время любил поиграть в шахматы».

О внимании к людям и уважении рассказал также А.А. Миронов: «Не могу сказать, что я тесно общался с губернатором; чаще всего я имел дело с заместителем губернатора. За восемь лет моей работы в контрольном управлении администрации Тульской области ни разу не видел, чтобы Василий Александрович кому-то прилюдно делал замечание. Мог указать на недоработки, обратить внимание на ненадлежащее выполнение задания только один на один, чтобы не уронить достоинство. Людей он уважал.  И доступен был: люди поджидали его у подъезда перед работой, можно было остановить в коридоре, записаться на прием. Всегда внимательно выслушает.

Запомнилось его поздравление на мой юбилей. Он всегда устраивал торжественные поздравления с юбилеями руководителей управлений, департаментов, комитетов (это около 40 чел.). Внимателен был, умел сделать приятное подчиненным».

Самое яркое воспоминание о В.А. Стародубцеве у Б.С. Павленко следующее: «Василий Александрович с удовольствием общался с молодежью. Будучи секретарем обкома комсомола, я не раз привозил ребят к Стародубцеву как к живой легенде. Он всегда находил время и слова, чтобы поддержать нас, приободрить.

Однажды в 2009 г. мы ехали в одной машине на встречу с избирателями, и я признался, что волнуюсь выступать перед большой аудиторией. На что Василий Александрович без промедления ответил: «Я всю жизнь выступаю перед людьми и каждый раз перед выступлением волнуюсь». После таких слов я успокоился – если сам Стародубцев волнуется, что уж я..!».

В заключение хочется  с благодарностью вспомнить также о поддержке губернатором в 1990-е годы наших инноваций. Речь идет, прежде всего, о конкурсе-игре «Эко-эрудит» на знание законодательства о защите прав потребителей[4]. То, что это была инновация, подтверждает Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 1995 году» – пункт 4 в совместном плане мероприятий Госкомитета по антимонопольной политике России, Госкомвуза России и Министерства образования РФ гласил: «Изучить практику проведения конкурса «Эко-эрудит» на знание законодательства о защите прав потребителей в Тульском государственном техническом университете» [13, с.103].

Этот нетрадиционный метод образования и просвещения потребителей впоследствии получил широкое распространение в России (и даже за рубежом). Его идея и методика проведения легли в основу Всероссийского конкурса по основам потребительских знаний, проводимого с 1998 года совместно Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России, Министерством образования Российской Федерации и Международной Конфедерацией обществ потребителей.   По данным последней, к 2004 г., в этих конкурсах приняло участие более 90 тысяч российских школьников. Неоднократно тульский опыт потребительского образования отмечался в Государственных докладах «Защита прав потребителей в Российской Федерации» Министерства по антимонопольной политике России, а Министерство образования удостоило Почетной грамоты за вклад в развитие потребительского образования в России.

Организация и проведение «Эко-эрудита» объединяла образовательные учреждения и различные государственные и общественные органы, стоящие на страже интересов потребителя, популяризировала законодательство, развивала творческую активность молодежи.

Когда учебное пособие для школьников «Истории о потребителях и их правах» было удостоено второй премии во Всероссийском конкурсе учебно-методических пособий по вопросам защиты прав потребителей, губернатор профинансировал его издание [14].  Удивила и запомнилась его реакция  на приеме в ответ на просьбу оказать финансовую поддержку – В.А. Стародубцев встал, вышел из-за стола, пожал руку и сказал: «Спасибо, что Вы прославляете Тульскую область»[5].

А как он уважал спортсменов, прославлявших Тулу! Олимпийская чемпионка велосипедистка Ольга Слюсарева вспоминает, что выезжал встречать победителей на границу Тульской и Московской областей. «Когда мы ездили на соревнования, Василий Александрович мог в любой момент позвонить и спросить как у нас дела. Он всегда интересовался какая у нас обстановка с финансированием, как проходят сборы. Он собирал всех ведущих спортсменов Тульской области, организовывал чаепития, давал напутствия. С Олимпийских игр 2000-го года он встречал нас на границе Тульской области с угощениями и горячим чаем в термосе».

Общий вывод из всех вышеприведенных воспоминаний очевиден – В.А. Стародубцев любил людей и свою землю, любил свое дело. Он понимал, что такое инновации и какова их роль в обеспечении достойной жизни. Это был руководитель-лидер, харизматичная личность.

 

Литература

  1. Осипов Ю.М. Уроки Макиавелли – уроки для всех: заблудших правителей, разуверившихся народов, запутавшихся мудрецов (к 500-летию написания великим итальянцем Николо Макиавелли не устаревшего в веках и ныне остро актуального многослойного, многоумного и искрометного произведения под названием «Государь») // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ.- 2013.- №2(86).
  2. Зубковская О.Н. Лидерство//Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Гришанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др.- Мн.: Книжный Дом, 2003.- С. 507-512.
  3. Психология. Словарь/под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.

4 Арутюнов К.С. Анализ взаимосвязи и взаимозависимости понятий «менеджер» и «лидер» в контексте развития отрасли управления в современном украинском обществе //Проблеми та перспективи формування национальноi гуманитарно-техничноi елити.- Харкiв:НТУ «XПI», 2012.- С,283-297.

  1. Менегетти А. Психология лидера.- М.:Онтопсихология, 2001.
  2. Эберхард фон Лёнайзен. Развитие лидерства: российский контекст//Вестник McKinsey.-2004.-№1(6) // http://www.vestnikmckinsey.ru
  3. Миронова Т.Л. К вопросу о руководстве и лидерстве //Вестник Бурятского государственного университета.-2013.-№5.
  4. Мы помним… Книга воспоминаний и размышлений поколений /под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. – Тула: Гриф и К, 2010; Мы помним… Книга воспоминаний и размышлений поколений.1941: В 2-х ч. /под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. – Тула: Гриф и К, 2012.- Ч.1; Мы помним… Книга воспоминаний и размышлений поколений: В 2-х ч. /под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. – Тула: Аквариус, 2015.- Ч.1.
  5. Барш Дж., Дэвидсон Дж., Капоцци М. Лидерство и инновации.//The McKinsey Quarterly, 2008, № 1http://www.mckinsey.com
  6. Маликов Н. Жизнь, отданная людям. Уроки одной судьбы.- Тула: Гриф и К, 2012.
  7. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб.- М.:Росстат, 2015.
  8. Социально-экономическое положение Тульской области. 2014 год: Доклад территориального органа Федеральной службы госстатистики по Тульской области.- Тула:Тулоблстат, 2015 //http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/
  9. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 1995 году» /Под общей редакцией Л.А. Бочина, Н.Е. Фонаревой.- М.:ГКАП России, 1996.
  10. Ростовцева Л.И. Истории о потребителях и их правах. – Тула: Пересвет, 2001.- 79 с., илл.

 

 

 

 

Ссылки

[1] Дж.Хоманс почему-то не упоминается.

[2] Такой подход  характерен для  советского периода; вопросы политического и организационного лидерства тогда не ставились.

[3] Основные черты характера В.А. Стародубцева приводятся в той последовательности, в которой их назвали интервьюируемые.

[4] Многие помнят до сих пор, как в актовом зале ТулГУ собиралось до 10 вузовских команд из разных регионов России и более тысячи зрителей и болельщиков, наблюдавщих за их презентациями, представлениями на темы домашнего задания «Потребитель, держи ухо востро!», «На рекламу надейся, а сам не плошай!», «Юристом можешь ты не быть, но защищать себя обязан» (в зависимости от общей тематики) и др., а также интеллектуальными конкурсами: викториной на знание законодательства о защите прав потребителей и командным аукционом вопросов. Основные идеи этого нетрадиционного метода потребительского образования, имеющего серьезное содержание, облаченное в развлекательную форму, и сочетающего элементы конкурса, игры, шоу, используются и поныне.

[5] «Истории о потребителях и их правах» – сборник конкретных ситуаций, в которые попадают потребители. Они объединены единой сюжетной линией. На примере дружной семьи туляка Гриши Иванова и его друзей, ненавязчиво воспитывается патриотизм и нравственность: Гриша любит свой древний город, гордится его славной историей и великими земляками, мама читает на досуге книгу «Домострой», одна из историй – о национальных особенностях поведения потребителей и др.