http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2017

УДК 528.44Bezymyannyj-12

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О «ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ» И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО НА ПРАКТИКЕ

Отвагина М.Г. аспирант

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

науч. руководитель:

Проф., д.т.н., Шаповалов Д.А.

Аннотация

В статье рассмотрены основные положения Федерального закона о «Лесной амнистии» и перспективы его применения на практике.

Ключевые слова: земельный участок, лесная амнистия, ЕГРН, лесные земли, федеральный закон

 21 июля 2017 года Госдума РФ приняла в третьем и окончательном чтении Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (проект № 90991-7) — Закон о Лесной амнистии. Позволяющий собственника земельных участков, попавших по данным ЕГРН в лесные земли, узаконить свои границы.

Суть законопроекта

Закон направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории устанавливается приоритет ЕГРН. Эта норма позволит сохранить за собственниками, права которых зарегистрированы в ЕГРН, принадлежащие им земельные участки.

С чего все началось?

В законах с 2001 года соблюдался принцип упрощенного порядка учета лесных участков для различных целей. Что в итоге и привело к огромному количеству пересечений лесных участков, как между собой, так и с другими землями.

Еще одна причина того, что лесные земли стали частью дачных участков, уходит корнями в советское прошлое, когда в рамках действовавшего на тот момент земельного законодательства садоводческие товарищества создавались по решению местных органов самоуправления. При этом земли не выводились из лесного фонда, но на них разрешалось разводить огород или строить дачи.

К чему в итоге все это привело? К тому, что земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населенных пунктов. В результате масса проблем: дачники, а также люди, проживающие в поселках вблизи лесов, не могут ничего построить на «лесных» сотках. А если и построят, то строения окажутся вне закона и Росреестр не сможет зарегистрировать право собственности. Всего в Подмосковье выявлено примерно 200 тысяч участков, где земли, находящиеся в аренде или собственности граждан, заходят на земли лесного фонда. Это почти 10 процентов подмосковных лесных угодий.  По новому закону, если в соответствии с лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и документами — к иной категории земель, то принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Эти правила будут применяться в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года

Из пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» следует, что существует огромного количество пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Однако в настоящее время применительно к землям лесного фонда данный принцип не в полной мере соблюдается. Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 4890/14, подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектаров, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.

Так, в частности, только на территории Московской области количество таких пересечений около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 гектаров.

Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11).

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), одним из принципов этого закона является достоверность реестра.

Однако в настоящее время в связи с существованием огромного количества пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости не может быть обеспечена.

Основные положения законопроекта о «лесной амнистии» 2017

Положения о приоритете ЕГРН применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Устанавливаются дополнительные критерии отнесения участка к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственных назначения в других случаях. Общие положения закона о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Также общие положения не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства.

Помимо этого, документ не распространяется на случаи пересечения земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий и землями объектов культурного наследия. Если участок относится не только к лесному фонду, но и к особо охраняемым природным территориям, устанавливается приоритет особо охраняемых природных территорий, и земля не подпадает под действие закона. Защита лесов, лесопарков и лесных насаждений.

 Закон также определяет механизмы защиты лесопарков и лесных насаждений, которые обретают статус городских лесов при включении их в границы населенных пунктов. Что касается распоряжения такими земельными участками, то законом предлагается формировать градостроительные регламенты, которые должны пройти публичные слушания. Помимо этого, закон предусматривает создание компенсационного механизма по восполнению лесных насаждений. Лесной участок, который полностью окружен землями населенного пункта, включается в населенный пункт. Данные лесные участки попадают под режим городских лесов не менее чем на год. Через год возможен пересмотр правил застройки, чтобы общественность могла инициировать создание «зеленого щита». Также статус населенных пунктов предоставляется лесным поселкам и военным городкам, если плотность их застройки составляет не менее 30%. В комиссию, принимающую решение по каждому поселку, будут входить чиновники и представители общественной палаты регионов. Исключение из этих 30% возможно только по специальному разрешению главы Рослесхоза по представлению главы субъекта Федерации.

Какие участки попадают под «лесную амнистию»?

  1. Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйствадачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

  • когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008;
  • имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них;
  • указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».
  1. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7. Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).

При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда. Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амнистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)

  1. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). Раньше это было невозможно.

Механизм установления границ земельных участков, попавших в лесные участки:

Сейчас

  • Подготовить межевой план земельного участка. Его делают либо кадастровые инженеры.
  • Подготовить пакет правоустанавливающих документов на участок, кадастровый паспорт и кадастровую выписку на земельный участок, документы, по которым выдавалась земля.
  • Обратиться в МФЦ или территориальный орган Росреестра. Если земля значится в реестре недвижимости и лесном кадастре, то «лесные сотки» будут «приписаны» к площади участка.

Раньше (до вступления в силу закона о «Лесной амнистии»)

Обращался в орган лесного хозяйства по месту нахождения земли за получением информации по факту наложения границ участка.

Получал план лесного участка, лесоустроительные карты и схемы, иные документы.

Заказывал выписку из лесного реестра.

4 Составлял вместе с представителями Рослесхоза акт осмотра участка с фиксацией факта наложения границ и с указанием GPS координат наложения.

За свой счет заказывал экспертное заключение кадастрового инженера о наложении границ с приложением схемы наложения и указанием GPS координат наложения и общей площадью наложения.

Помимо этого, собственник должен был предоставить:

— правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности, договор аренды участка);

— кадастровый паспорт и кадастровую выписку на земельный участок;

— постановление органов муниципальной власти о предоставлении земельного участка.

Но даже после предоставления всех вышеперечисленных документов ни Росреестр, ни Рослесхоз не могли принять решение о переводе «лесных соток» в категорию жилых, садоводческих или огороднических. Поэтому спорные вопросы решались в суде. Часто с иском к частному собственнику выходил орган лесного хозяйства. В предмет иска включается требование о признании государственного кадастрового учета недействительным, а соответствующего права ответчика на лесной участок — полностью или частично отсутствующим.

Опыт проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, попавшего по сведениям ЕГРН в границы лесного фонда хочу показать на земельном участке, расположенном в Московской области, Сергиево-Посадский муниципальный район, СНТ «Пажа» уч. 77.

После проведения замера данного земельного участка и наложения границ на кадастровый план территории выявилось пересечение (рисунок 1).

Безымянный

Порядок проведения кадастровых работ:

  1. Анализ документов и измерений.
  2. Подготовка акта согласования границ земельного участка и его подписание со смежными земельными участками. В соответствии с ч.9 статьи 10 №280-ФЗ не требуется проведение согласования местоположения части границы земельного участка смежного с лесным участком».
  3. Подготовка межевого плана.
  4. Обращение в МФЦ или территориальный орган Росреестра. Через 7 рабочих дней орган кадастрового учета выносить решение об уточнении границ земельного участка.

Выявленное пересечение в соответствии с ч.1 статьи 60.2. №218-ФЗ не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

Через 7 рабочих дней собственник вышеуказанного земельного участка получил выписку из ЕГРН, подтверждающую проведение государственного кадастрового учета земельного участка.

В целом данный законопроект очень нужен и актуален, но пока уточнение границ земельных участков, попавших в «лесные» земли является скорее исключением, так как из 10 заявок 8 возвращаются приостановками с формулировкой пересечения границ. Это можно списать на то, что закон только набирает обороты и на отсутствие разъясняющих писем от Минэкономразвития.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон // http://base.garant.ru/12124624/ — Загл. с экрана .– 2011 .– 04 февраля.

2. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости. [Электронный ресурс]: федер. Закон от 13.07.2015, ФЗ №218// http://base.garant.ru/71129192/

3. Российская Федерация. Законы. О кадастровой деятельности [Электронный ресурс]: федер. Закон от 24.07.2007, ФЗ №221 // http://www.consultant.ru/law/doc/prj2/.– Загл.с экрана.-2011.-07 февраля.

4. Российская Федерация. Минэкономразвития. Приказы. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков [Электронный ресурс]: приказ от 08.12.2015, №921 // http://docs.cntd.ru/document/420325639. — Загл.с экрана.-2016.-23 нояб

5. Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»[Электронный ресурс]: федер. Закон от 29.07.2017, ФЗ №280 //http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_221238/ Загл.с экрана.-2017.-07 октября.