Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

УДК 002:338.43(470)

bezymyannyj-12

Боярский Виталий Николаевич,

кандидат технических наук, Генеральный директор, НО Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства,

Меденников Виктор Иванович,

доктор технических наук, заведующий отделом, ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики  имени  А.А. Никонова», г. Москва,

Сальников Сергей Георгиевич,

кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики  имени  А.А. Никонова», г. Москва

Bojarskiy V.N.   direct@agroob.ru

Medennikov V.I.  dommed@mail.ru

Salnikov S.G.   salnsg@gmail.com

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ САЙТОВ АГРАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ САЙТ

METHODOLOGY OF ESTIMATION OF SITES OF AGRARIAN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE OF RUSSIA FOR CONDUCTING THE COMPETITION FOR THE BEST SITE

Аннотация

Мировой опыт свидетельствует, что эффективное использование научных знаний в значительной степени зависит от механизмов доведения и внедрения научно-технических достижений и инновационных разработок до конкретных товаропроизводителей и других заинтересованных лиц и организаций. И здесь важную роль должно сыграть Единое Интернет-пространство аграрных Знаний, как передающее звено от науки к производству, представляющего собой интеграцию различных видов представлений аграрных знаний, как аграрных образовательных учреждений, так и НИУ сельскохозяйственного профиля. Поэтому при проведении конкурса на лучший сайт аграрного образовательного учреждения Минсельхоза России в методику оценки сайтов были включены те виды научно-образовательных ресурсов, которые наиболее востребованы в экономике, исходя из потребностей различных пользователей в аграрных знаниях: Министерство образования и науки, Рособрнадзор, Минсельхоз, а также абитуриенты, студенты, преподаватели, товаропроизводители, управленцы, научные работники и население.  В методику были включены также показатели оценки сайтов методами сайтометрии, поскольку сайт аграрного образовательного учреждения предназначен для формирования целостного имиджа и построения доверительной репутации учреждения, а также показатели электронной торговой площадки и электронной биржи труда, востребованные в экономике страны в той или иной форме.

В работе представлено математическое описание методики и дан анализ результатов расчётов рейтингов  сайтов аграрных образовательных учреждений на основе ее. С помощью коэффициентов корреляции Спирмена коэффициента конкордации Кендалла было проведено сопоставление рейтингов аграрных образовательных учреждений и различных региональных рейтингов – рейтинга социально-экономического развития, рейтинга субсидирования регионов МСХ, рейтинга эффективности сельхозпроизводства,  эффективности губернаторов регионов и рейтинга развития науки в регионах.

Summary

World experience shows that the effective use of scientific knowledge largely depends on the mechanisms for bringing and implementing scientific and technological achievements and innovative developments to specific commodity producers and other interested persons and organizations. And here an important role should be played by the Single Internet Space of Agrarian Knowledge as the transmitting link from science to production, which is the integration of various types of representations of agrarian knowledge, both agricultural educational institutions and agricultural research institutes. Therefore, when conducting a contest for the best site of the agricultural educational institution of the Ministry of Agriculture of Russia, the methods for assessing sites included those types of scientific and educational resources that are most in demand in the economy, based on the needs of various users in agricultural knowledge: the Ministry of Education and Science, the Federal Service for Supervision Education and science, the Ministry of Agriculture, and also entrants, students, teachers, commodity producers, managers, scientists and the public. The methodology also included the indicators for assessing sites using the methods of sitemetric, since the site of an agricultural educational institution is designed to form a holistic image and build a trusted reputation of the institution, as well as indicators of the electronic trading platform and electronic labor exchange, in demand in the economy of the country in one form or another.

The paper presents a mathematical description of the methodology and provides an analysis of the results of calculating the ratings of sites of agrarian educational institutions on the basis of it. With the help of Spearman’s correlation coefficients of Kendall’s concordance coefficient, a comparison was made between the ratings of agrarian educational institutions and various regional ratings-the socio-economic development rating, the subsidy rating of the regions, the efficiency rating of agricultural production, the regional governors efficiency rating and the regional development rating of regions .

Ключевые слова: информационные технологии, методика оценки сайтов, рейтинги, аграрные образовательные учреждения, единое Интернет-пространство аграрных знаний. 

Keywords: Information technologies, methods for assessing sites, ratings, agrarian educational institutions, a single Internet space for agrarian knowledge. 

Значительно возросшие возможности и уровень развития программно-технических средств Интернет, требований, предъявляемых к сайтам образовательных учреждений Министерством образования и науки, Рособрнадзором и МСХ РФ для оценки деятельности образовательных учреждений, вынуждают владельцев этих сайтов делать их всё более похожими друг на друга. Видимо, недалёк тот день, когда аграрные образовательные учреждения перейдут на типовые сайты. А это уже первый шаг к созданию Единого Интернет-пространства Аграрных Знаний (ЕИПАЗ), представляющего собой интеграцию различных видов представлений аграрных знаний, как аграрных образовательных учреждений, так и НИУ сельскохозяйственного профиля. В этом случае ими могут воспользоваться  кроме студентов и преподавателей, как это осуществляется сейчас,  также будущие абитуриенты и работодатели, госорганы, товаропроизводители, научные работники,  управленцы соответствующего профиля и любые другие заинтересованные лица. ЕИПАЗ представляется удобным средством трансфера инноваций и знаний. Товаропроизводителю в настоящее время трудно найти разработки, публикации по проблемам АПК, поскольку старая система распространения инноваций на бумажных носителях была разрушена, а новая на электронных не создана.

Многие в мире считают, что для ускорения темпов роста экономики необходимо создать открытое общество, когда все инновации, почти вся информация должна быть открыта для всего общества. Например, 1 февраля 2017 года в Московском представительстве Всемирного банка на международной конференции “Развитие цифровой экономики в России” об этом сообщил директор Нацагентства по продвижению ИТ-индустрии в Южной Корее Йонглок Юн. Товаропроизводителю трудно найти разработки, публикации по проблемам АПК, поскольку старая система распространения инноваций на бумажных носителях была разрушена, а новая на электронных не создана. Об этом же сообщила Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. в [1]: “В ближайшее время нам нужно устранить барьеры, препятствующие продуктивной работе ученых: устранить лишнюю отчетность, перейдя к представлению научных результатов, упростить ввоз материалов и оборудования для научных исследований, сделать беспрепятственным доступ к инфраструктуре через развитие системы центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечить доступ к информационным ресурсам”.

Требования, предъявляемые к информационному наполнению сайтов образовательных учреждений Министерством образования и науки, Рособрнадзором и Минсельхозом (особенно отчеты о самообследовании) вызвали интерес различных исследователей к оценке их деятельности на основе этих данных, в частности, к составлению различных рейтингов. Подход к выбору видов деятельности и их  показателей для расчета рейтингов на Западе отличается от подхода, принятого в России. Разность подходов  можно объяснить тем, что в зарубежных образовательных учреждениях научные исследования  являются одним из главных видов деятельности, в России на первом месте стоит образовательная деятельность. Качество преподавания за рубежом оценивается, в основном, спросом на выпускников ВУЗа, их позициями на рынке труда. В последние десятилетия наука и образование приобретают в мире глобальный характер, поэтому, практически все мировые рейтинги стремятся оценить популярность и значимость ВУЗа в международном масштабе. Российским ВУЗам до этого ещё далеко. Это, в частности, определяется недооценкой возможностей и преимуществ информационных технологий на базе Интернета. Например, Минобрнауки для получения информации о трудоустройстве выпускников делает запрос в Пенсионный фонд России (ПФР). Но, поскольку у нас не интегрированы ИС ПФР и ГНИ,  а ИНН и СНИЛС выдавались до недавнего времени выпускникам только после устройства на работу, то в этом запросе фигурируют только лишь ФИО. ПФР, не обладая кодами ОКВЭД, может сообщить лишь о том, устроен ли вообще выпускник. Исключением являются индивидуальные предприниматели, где есть возможность представить более подробную информацию.

Для устранения этого недостатка ВИАПИ в методику оценки сайтов аграрных образовательных учреждений Минсельхоза России для проведения конкурса на лучший сайт включил те виды научно-образовательных ресурсов, которые наиболее востребованы в экономике, а именно: разработки, публикации, консультационная деятельность, нормативно-правовая информация, дистанционное обучение, пакеты прикладных программ, базы данных. Анализ сайтов НИИ, ВУЗов сельскохозяйственного профиля, ИКС, других предприятий, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, позволил выделить эти семь видов ИР, присутствующих в том или ином виде на этих сайтах [2, 3, 4].  Методика, используемая ВИАПИ для оценки сайтов аграрных образовательных учреждений, в отличие от указанных выше, позволяет дать должную оценку научной составляющей (семь видов представления аграрных знаний) в комплексе, как с  информационными образовательными ресурсами, так и во   взаимосвязи  с прочими информационными  ресурсами.

При этом совершенствование Интернет-технологий позволяет осуществить интеграцию их в ЕИПАЗ с единых научно-методологических позиций с размещением ИР у одного провайдера под управлением мощной СУБД на основе единых классификаторов, таких, как ГРНТИ и ОКП [5].

Переход к типовым сайтам образовательных учреждений позволит разработать независимую, малозатратную, автоматизированную методику оценки эффективности использования информационного научно-образовательного ресурса (ИНОР), единую для всех образовательных учреждений. Это будет обусловлено наличием измеримых и сравнимых показателей, находящихся в единой базе данных. При этом под эффективностью, с точки зрения методов исследования операций, понимается результативность в достижении цели. Таким образом, конкурс на лучший сайт должен оценить сайты на предмет достижения следующих целей:

  • доступность ИНОР для широкого круга пользователей (абитуриентов, студентов, преподавателей, служащих госорганов, товаропроизводителей, научных работников, управленцев, населения и др.);
  • разнообразие форм и качества ИНОР;
  • полнота, оперативность и достоверность получаемой информации;
  • комфортность и простота получения информации;
  • минимизация затрат на проектирование, разработку и сопровождение информационных систем.

Конкурс «Лучший сайт аграрного образовательного учреждения Минсельхоза России» проводился Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Ассоциацией образовательных учреждений АПК и рыболовства и Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова в декабре 2016г.

В соответствии с изложенным выше, задачами  конкурса являлись:

  • стимулирование содержательного наполнения сайтов аграрных образовательных учреждений и их постоянного обновления для широкого круга пользователей: абитуриентов, студентов, выпускников, преподавателей, сельхозтоваропроизводителей, научных работников, управленцев, населения;
  • популяризация современных Интернет-технологий среди участников образовательного процесса;
  • внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием информационных технологий на базе Интернет;
  • активизация деятельности аграрных образовательных учреждений в области стандартизации и типизации разработки сайтов для последующей интеграции информационных научно-образовательных ресурсов.

Для этого была разработана анкета (таб. 1) для обследования сайтов с соответствующей системой показателей [6], на основе которой была сформирована оригинальная методика.

В анкету (п.17) были включены также показатели оценки сайтов методами сайтометрии (webometrics), поскольку сайт аграрного образовательного учреждения предназначен для формирования целостного имиджа и построения доверительной репутации учреждения. В современной жизни, в условиях жесткой конкуренции во всех сферах деятельности общества имидж и престиж играют важную роль, в том числе и на рынке образования. Таким образом, актуальным вопросом становится формирование и поддержка имиджа любого учебного заведения, так как именно он является одним из основных факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, а также может быть одним из критериев отбора работодателем сотрудника из числа всех выпускников. Данные показатели получены при помощи программы анализа и аудита сайтов Site-Auditor (её можно бесплатно скачать с сайта  http://www.site-auditor.ru/. В анкету были включены также показатели электронной торговой площадки и биржи труда, нужные экономике страны в той или иной форме.

Описание методики

Оценка сайтов будет рассчитываться в соответствии с заполненными полями таблицы 1. В столбце 2 представлены веса важности групп показателей. В столбце 4 представлены веса важности подгрупп в соответствующих группах, в столбце 7 представлены веса важности показателей в подгруппах.

Информационные научно-образовательные ресурсы в соответствии с современными тенденциями в области Интернет-технологий, когда провайдеры начинают предоставлять услуги по хранению содержание сайтов в мощных системах управления базами данных (СУБД), могут храниться, с одной стороны, в виде каталога, либо в виде полноформатного электронного представления, с другой стороны, в виде неупорядоченного списка, либо в виде упорядоченного электронного представления (с возможностью навигации, например, на основе СУБД по тематической рубрикации ГРНТИ, авторам, организациям, ключевым словам и т.д.).

Критерий оценки информационных научно-образовательных ресурсов рассчитывается как отношение суммы объемов информационных научно-

Таблица 1 Показатели оценки сайтов сельскохозяйственных ВУЗов

1 2

3

4

5

6

образовательных ресурсов на уровне аграрного образовательного учреждения, факультетов и кафедр к максимальному количеству информационных научно-образовательных ресурсов на этих уровнях из всех учреждений. Если бы сайты разрабатывались на основе СУБД, то количество информационных научно-образовательных ресурсов на уровне учреждений должно совпасть с суммой их на  уровнях факультетов и кафедр, однако этого нет в силу отсутствия СУБД почти на всех сайтах.

Критерий оценки сайта методами сайтометрии рассчитывается как отношение суммы объемов показателя  оценки сайта методами сайтометрии к максимальному их количеству из всех ВУЗов.

Суммарный критерий оценки сайта конкретного аграрного образовательного учреждения рассчитывается как сумма взвешенных (весов групп, общая сумма которых равна 1) критериев оценки сайта по всем группам показателей, которые, в свою очередь, рассчитываются как суммы взвешенных (весов подгрупп) критериев оценки подгрупп и показателей.

Математическое описание методики

1

2

3

4

Таб. 2 Обобщенные группы показателей оценки сайтов

4

Таб. 3 Оценка видов информационных научно-образовательных ресурсов

4

Таб. 4 Показатели оценки сайтов методами сайтометрии

4

Таб. 5 Уровни интеграции информационных научно-образовательных ресурсов

4

Таб. 6 Формы хранения информационных научно-образовательных ресурсов

4

Таб. 7  Показатели  состояния электронной торговой площадки

4

Таб. 8  Показатели  состояния электронной биржи труда

4

Поскольку ВУЗы и образовательные учреждения ДПО сильно различаются по структуре и информационному наполнению сайтов, для этих двух групп учреждений были проведены отдельные расчеты рейтингов (таб. 9 и 10). На рисунках 1-2 приведены диаграммы по частным рейтингам, отражающим показатели ИНОР, сайтометрии и прочим показателям из таблицы 2 методики оценки сайтов.

Таб. 9 Рейтинги сельскохозяйственных ВУЗов

4

Таб. 10 Рейтинги учебных учреждений ДПО

4

1 – Для данного учебного учреждения ДПО Минсельхоза России  сайта нет,  он не найден или не доступен

4

Рис. 1 Диаграмма Найтингейл для частичных рейтингов сельскохозяйственных ВУЗов

4

Рис. 2 Диаграмма Найтингейл для частичных рейтингов учреждений ДПО Минсельхоза России

Исследования показали, что на сайтах ВУЗов присутствует не более  55,4% всей необходимой информации.  Полнота показателей, отражающих научно-исследовательскую деятельность, составляет всего 18,3%, что подтверждает предположение, что в требованиях, предъявляемых к сайтам ВУЗов Минобрнауки, Рособрнадзором и МСХ, существует недооценка научной деятельности ВУЗов. Интегральные оценки эффективности использования ИНОР даже лучших ВУЗов не превышают 40% (Кубанский ГАУ – 39,2%, Орловский ГАУ – 38,2%, РГАУ–МСХА – 32,6%, Красноярский ГАУ – 30,9%).

На сайтах учреждений ДПО присутствует не более 24% всей необходимой информации (без разделов научно-исследовательской деятельности и данных по сайтометрии). Полнота показателей в разделах, отражающих научно-исследовательскую деятельность, составляет всего 4,8%, что еще раз подтверждает предположение, что в требованиях, предъявляемых к сайтам образовательных учреждений Минобрнауки РФ, Рособрнадзором и МСХ РФ, существует недооценка их научной деятельности. Интегральные оценки эффективности использования ИНОР даже лучших образовательных учреждений ДПО не превышают 59,9% (Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров – 59,9%, Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК – 33,8%, Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса – 24,6%).

Сверх установленных задач, определенных положением о конкурсе, было проведено сопоставление рейтингов ВУЗов и различных региональных рейтингов – рейтинга социально-экономического развития, рейтинга субсидирования регионов МСХ, рейтинга эффективности сельскохозяйственного производства,  рейтинга эффективности губернаторов регионов и рейтинга развития науки в регионах. Для этого использовались два наиболее известных метода – вычисления коэффициентов корреляции Спирмена для определения попарной согласованности перечисленных выше рейтингов и коэффициента конкордации Кендалла для вычисления общей согласованности упомянутых выше рейтингов.

 Расчеты показали, что региональные рейтинги слабо связаны, как друг с другом, так и с рейтингами ВУЗов. Это указывает на слабое влияние научно-образовательных ресурсов на социально-экономическую жизнь регионов, в частности, на эффективность сельскохозяйственного производства. 

Поскольку количество учреждений ДПО недостаточно для получения достаточно значимых статистических выводов, то аналогичное сопоставление для этих учреждений нами не проводилось.

Литература

  1. Васильева О.Ю. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.rambler.ru/articles/36038203-vasileva-novyy-zakon-o-nauke-budet-predstavlen-k-kontsu-2017-goda/ (дата обращения: 12.04.2017).
  2. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Анализ эффективности информационно-консультационной службы // Научные труды ВИАПИ имени А.А. Никонова. Энциклопедия российских деревень. Выпуск 7. 2002. С. 127.
  3. Меденников В.И., Огнивцев С.Б., Сальников С.Г. и др. Анализ эффективности службы рыночной информации, созданной в рамках проекта АРИС // Научные труды ВИАПИ имени А.А. Никонова. Энциклопедия российских деревень. Выпуск 8. 2002. С. 74.
  4. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки», отчет о НИР, ВИАПИ им. Никонова, 2010г.
  5. Ерешко Ф.И, Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Выпуск №6, 2016, стр. 184-187.
  6. Меденников В.И., Личман А.А., Сальников С.Г. и др. Методика оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов. -М.: Аналитик, 2017.