Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 330

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18051

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ИННОВАЦИИ»

TO THE QUESTION ABOUT THE CONCEPT OF “INNOVATION”

Парфенова Алена Юрьевна, старший преподаватель, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева”, г. Самара

Юкласова Анастасия Валерьевна, старший преподаватель, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева”, г. Самара

Parfenova A.Y., egorovaalena@inbox.ru

Yuklasova A.V., yuklasova.anasta@mail.ru

Аннотация:В данной статье анализируются разнообразные подходы к сущности термина «инновация». Раскрывается сущность определения «инновация». Приводится суть термина инновация отдельных авторов, и их подход к определению. Даётся авторская точка зрения понятия «инновация».

Summary: This article analyzes various approaches to the essence of the term “innovation”. The essence of the definition of “innovation”is revealed. The essence of the term innovation of individual authors and their approach to definition is given. The author’s point of view of the concept “innovation”is given.

Ключевые слова: инновация, нововведение, новизна, производственная преемственность, коммерческая реализуемость.

Keywords: innovation, innovation, novelty, production continuity, commercial feasibility.

Инновационный процесс – это период превращения идеи в конечный продукт.

Понятие “инновация” от латинского слова “innovate” переводится как обновление, усовершенствование, от английского слова “innovation” – как инновация. Под этим термином понимается особая ценность культуры, материальная и нематериальная, которая в определенном месте и в определенное время осознается людьми как “нечто новое”. Впервые она появилась в работах зарубежных культурологов 20 века и означала слияние отдельных элементов культур в единое целое[6].

В современном постиндустриальном мире инновациям отводится первоочередная роль в развитии экономики и общества. Несмотря на повышенный интерес исследователей к данному феномену, единства подходов к определению термина «инновации» не выработано до сих пор. В общей сложности можно выделить пять основных подходов к раскрытию сущности инноваций [7].

В свою очередь термин «новация» можно объяснить, как:

1) определённое новшество, относящееся к различным сферам деятельности (социальная сфера, наука, производство);

2) качественная характеристика процесса или результата (конечного продукта). Многочисленные определения, данного понятия, могут объяснить причину возникновения большого числа разногласий по поводу производных от него понятий «инновация» и «инновационная деятельность», но не отнимает их [5].

На данный момент, возможно, выделяют два подхода в определении термина «инновация» процессный и объектный подходы:

  • процессный некий процесс, результат которого нацелен на реализацию определенной идеи;
  • объектный где инновация есть некий объект, как результат научно-технического прогресса: новая техника, технология [4].

Итак, инновации это:

«Процесс, благодаря которому изобретение или новая идея приобретают экономическое содержание» [9].

«Общественно-экономический процесс, благодаря практическому использованию которого ведёт к образованию оптимальных по своим качественным характеристикам продуктов, технологий, и в случае, если нововведение создавалось для получения экономического результата (прибыли), его появление на рынке может принести дополнительный доход» [8].

«Процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» [1].

Согласно объективному подходу, инновации следует понимать как результат научно-технического прогресса. В то же время процессный подход предполагает, что инновации – это процесс, который включает в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей. Объективно-утилитарный подход рассматривает инновации двояко: с одной стороны, воспринимает их в качестве объекта, а с другой – делает акцент на их утилитарном характере (способности к удовлетворению общественных потребностей с большим полезным эффектом) [3].

Согласно процессуально-утилитарному подходу, инновацию следует отождествлять со сложным процессом создания, распространения и использования новых практических инструментов. Наконец, процессно-финансовый подход рассматривает инновации с позиции процесса инвестирования в них. Так или иначе, понятие инноваций тесно связано с такими терминами, как новации (новшества) и нововведения.

Новация (новшество) – это новый порядок, обычай, метод, явление или изобретение. Нововведение – это процесс использования новшества [10].

Таким образом, инновации можно воспринимать в качестве нововведений, получивших реальное воплощение в производственном процессе и фактически используемых. Согласно международным стандартам под инновациями следует понимать конечные результаты инновационной деятельности, представленные в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, либо процессов, используемых в практической деятельности. Также инновация может быть определена в качестве результата процесса формирования и распространения качественно отличных от предшествующих аналогов изделий, услуг, технологий и управленческих методов.

Все новшества, новации и нововведения, прежде всего, должны символизировать наличие новизны в виде технико-технологических сдвигов, организационных либо управленческих преобразований, так как новизна, производственная преемственность и коммерческая реализуемость – это основные свойства инноваций. Помимо этого, нововведения должны быть внедрены в производство и реализуемы на рынке, то есть востребованы. Лишь в этом случае, при соблюдении описанных выше условий, нововведения могут считаться инновациями.

В зависимости от содержания и формы реализации инновации могут быть представлены в виде продукта или процесса. В первом случае речь идет о получении новых продуктов или услуг, нацеленных на удовлетворение определённых рыночных потребностей, а во втором – о новых элементах, вводимых и организационные, управленческие, производственные, маркетинговые и иные процессы. По степени новизны и своему инновационному потенциалу инновации могут быть радикальными (базисными) и модифицированными (ординарными). Первые ориентированы на создание принципиальных новшеств, не имеющих аналогов в прошлом, а вторые носят улучшающий характер и являются новшествами относительной новизны. Как показывает практика, в современном мире наиболее важная роль отводится последним. Все инновации могут быть ориентированы на удовлетворение уже устоявшихся либо новых общественных потребностей.

В зависимости от своей способности к распространению инновации делятся на единичные и диффузные. Первые осуществляются в рамках какого-либо одного объекта, а вторые – широко распространены. По механизму его реализации инновации также могут быть завершенными или неполными, успешными или неудачными. По приоритетам возникновения инновации делят на инициирующие и последующие. В то же время в зависимости от отношения к предшествующим нововведениям инновации делятся на пять групп: замещающие инновации (предполагают полную замену устаревшего продукта, процесса или технологии); отменяющие инновации (ориентированы на полное исключения изделия в связи с появлением новых функций); возвратные инновации (связаны с возвращением к прежним прототипам, способам и методам в виду несостоятельности инновации); открывающие инновации (основаны на создании средств, не имеющих сопоставимых аналогов); ретровведения (опираются на воспроизведение и формирование на современном уровне старых предшественников). Помимо прочего, инновации, в зависимости от вида инноваций, делятся на две группы: материальные, технические и социальные.

Первые представлены промышленными материалами, техникой и технологиями, а вторые могут быть экономическими, правовыми, социально и организационно управленческими и даже педагогическими. По сфере применения инновации могут быть техническими, технологическими, организационно-управленческими, информационными и социальными. В силу своего происхождения инновации делятся на реактивные и стратегические. Первые появляются в качестве реакции на нововведения конкурентов, а вторые формируются в целях получения конкурентных преимуществ. В зависимости от особенностей инновационного процесса, инновации принято разграничивать на внутри и межорганизационные. Вся  совокупность подходов может быть разделена на однородные группы и по иным признакам. Так, например, Ф. Валента классифицировал инновации с позиции степени интенсивности инновационного процесса, а А. И. Пригожин разделял инновации с точки зрения их социальных последствий [2].

Обобщив оба подхода определения понятия инновация, можно сделать вывод, что в современных реалиях наиболее полно раскрывают определения процессного подхода Я. Кук, П. Майерс и объектного подхода А. С. Кулагина. На основании этих определений, можно сделать вывод и дать авторское определение. Инновация это некое новшество (нововведение), в которое заложен весь жизненный цикл от зарождения идеи, её дальнейшей разработки и документального оформления до реализации необходимых коммерческих процедур для выхода на рынок в качестве товара в виде продукта, услуги или технологии. Инновации при соблюдении данных условий не имеют каких-либо отраслевых и целевых ограничений, т.е. возможно их применение в любой сфере производства, общественной деятельности.

Литература

  1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации, 1998. № 2-3.
  2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг., С.Ю. Ягудин и др. / Под ред. С. Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2012.
  3. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации, 2014. № 7.
  4. Максимов Н.Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. 2013. № 10.
  5. Михайлов А.М. Совершенствование институтов национальной инновационной системы России // Вестник Самарского финансово-экономического института. 2012. № 14.
  6. Михайлов А.М., Карова Е.А. Ключевые аспекты трансформации производства индустриального типа в инновационное // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 3 (113).
  7. Михайлов А.М., Хадькова Л.Т. Стратегия инновационного развития экономики в России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8–1 (55).
  8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с венг. общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990.
  9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: сокр. пер. с англ. авт. предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.
  10. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учеб. 4–е изд. — СПб.: Питер, 2014.