Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 331.5:338.24

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18033

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НОРМИРОВАНИЯ И ОПЛАТЫ ТРУДА В АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ

ORGANIZATION OF SERVICE RATIONING AND WAGES IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Svechnikova T.M., dobroe5@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются модели организационной структуры формирования службы нормирования и оплаты труда в агропромышленных формированиях. В агрохолдингах имущественного типа, агрофирмах целесообразно создавать службы нормирования и оплаты труда по функциональному принципу. В агропромышленных объединениях, агрокомбинатах, агрохолдингах договорного и смешанного типа желательно создавать службы нормирования и оплаты труда по товарному принципу. В агропромышленных финансовых группах  службу нормирования и оплаты труда необходимо создать по рыночному принципу.

При организации службы нормирования и оплаты труда важно определить ее функциональные задачи: что исследует служба, что разрабатывает, что организует на предприятии. Организация службы нормирования и оплаты труда тесно может быть взаимосвязана с другими подразделениями предприятия. В этом случае  ускоряется процесс оперативного управления производством.

Summary: The article deals with the models of the organizational structure of the formation of the service of rationing and remuneration of labor in agro-industrial formations. In the agricultural holdings of the property type, it is advisable to create an agricultural firm rationing and remuneration services on a functional basis. In agro-industrial associations, agro-factories, agricultural holdings of contractual and mixed type, it is desirable to create services of rationing and remuneration of labor on a commodity basis. In the agro-industrial financial groups service valuation and compensation it is necessary to create according to market principles. When organizing the service of rationing and remuneration it is important to determine its functional tasks: what the service explores, what it develops, what it organizes at the enterprise. The organization of the service of rationing and remuneration can be closely linked with other departments of the enterprise. In this case, the process of operational production management is accelerated.

Ключевые слова: сельское хозяйство, нормирование труда, оплата труда, служба нормирования и оплаты труда, агропромышленные формирования.

Keywords: agriculture, labor regulation, labor cost, service standardization and remuneration of labour, agro-industrial formation.

В условиях агропромышленной интеграции для осуществления комплекса мероприятий по рационализации производственных и трудовых процессов, установления научно-обоснованных норм труда и стимулирующих систем оплаты труда необходимо на каждом предприятии организовать службу по нормированию и оплате труда. Создание службы позволит осуществить связь между структурными подразделениями предприятия и обеспечить увязку между нормированием и оплатой труда по каждому работнику в отдельности. При незначительных объемах работ по установлению, пересмотру норм труда, расчету расценок и заработной платы всей деятельностью на сельскохозяйственном предприятии может заниматься один человек. Поэтому службу нормирования и оплаты труда целесообразно организовывать в крупных сельскохозяйственных (имеющих перерабатывающий комплекс) и агропромышленных формированиях, так как в этом случае на предприятии выполняются разнородные виды работ, и при широкой специализации производства просто одному специалисту не справиться с огромным масштабом работ.

Результаты исследования. Службу нормирования и оплаты труда предлагаем организовать в зависимости от модели интеграционного формирования, так как для каждой модели предприятия (агрофирм, агропромышленных объединений, агрохолдингов, агропромышленных финансовых групп) характерны отличительные организационно-технологические и производственные особенности.

Организация службы нормирования и оплаты труда возможна по трем основным принципам: функциональному, товарному, рыночному. В связи с этим предлагаем следующие формы ее организации: функциональную, товарную, рыночную.

1. При функциональной организации службы (отдела) нормирования и оплаты труда могут создаваться рабочие группы, осуществляющие свою деятельность  исходя из возложенных на них функций по нормированию и оплате  труда отдельных видов работ (рис. 1).

Такую структуру целесообразно создавать в агрохолдингах имущественного типа, агрофирмах, так как эти агропромышленные формирования объединяют структурные подразделения, специализирующиеся на производстве определенных видов продукции и выполняют все необходимые виды работ.

Структурные подразделения созданы на основе имущественных комплексов – ранее самостоятельно существовавших сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, но потерявших статус и права юридического лица в результате финансовой несостоятельности.

2. В случае организации службы (отдела) нормирования и оплаты труда по товарному принципу рабочие группы могут создаваться для осуществления своей деятельности по нормированию и оплате труда в разрезе видов производимой продукции на предприятии. Данную модель службы (отдела) нормирования труда целесообразно создавать в агропромышленных объединениях, агрокомбинатах, агрохолдингах договорного и смешанного типа (рис. 2).

В эти агропромышленные формирования входят разнопрофильные по выпускаемой продукции предприятия, которые сохраняют  все права и статус юридического лица, кроме сельскохозяйственных предприятий в составе агрокомбинатов, которые являются структурными подразделениями.

3. При организации агропромышленных финансовых групп в их состав могут входить как юридические лица со всеми их правами сельскохозяйственные, перерабатывающие предприятия, заготовительные, строительные, снабженческие, транспортные, сбытовые организации, а также коммерческие банки, паевые и инвестиционные фонды, страховые компании, поэтому целесообразно создать службу нормирования и оплаты труда по рыночному принципу. Организация службы нормирования и оплаты труда по рыночному принципу предполагает, что оплата труда каждой категории  работников участвующих в производстве и сбыте продукции будет зависеть от объемов и цены рынка, нормы труда в этом случае изменяться не будут (рис. 3). Каждая из форм организации службы нормирования и оплаты имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от организационно-производственной направленности деятельности предприятия (табл. 1).

При организации службы нормирования и оплаты труда важно определить ее функциональные задачи: что исследует служба, что разрабатывает и  что организует на предприятии. Функционирование службы нормирования и оплаты труда предполагает определенные расходы предприятия на ее содержание. Это затраты связанные с выплатой заработной платы специалистам по нормированию и оплате труда, с организацией их рабочих мест, а  также с проведением работ, семинаров, курсов повышения квалификации нормировщиков  (рис. 4).

Однако эти затраты в условиях производства являются перекрываемыми доходностью и общим эффектом получаемым на предприятии. Доход предприятия может быть увеличен в этом случае за счет:

  • более рационального использования оборудования;
  • сокращения времени простоев работников и оборудования;
  • сокращения брака в производстве;
  • повышения качества продукции, работ, услуг;

 – повышения сменной выработки исполнителей при норах оптимальной напряженности; уровня производственной и трудовой дисциплины. Организация службы нормирования и оплаты труда тесно взаимосвязана с другими подразделениями предприятия. В этом случае  ускоряется процесс оперативного управления производством,  а создаваемая служба  комплексно подходит к начислению заработной платы с учетом выполнения норм труда оптимальной напряженности, дисциплинарных взысканий и материальных поощрений.

Выводы. В агропромышленных формированиях система нормирования и оплаты труда должна разрабатываться с учетом конкретных условий производства. При этом в основе установления норм труда и расчета расценок должны быть использованы нормы оптимальной напряженности. Только в этом случае нормы выработки будут обоснованы, выполнимы, а уровень заработной платы при использовании стимулирующих систем оплаты труда обеспечит воспроизводство рабочей силы. Непосредственно работу по обеспечению функционирования системы нормирования и оплаты труда должна осуществлять служба нормирования и оплаты труда, создание которой возможно по функциональному, товарному, рыночному признаку. Затраты связанные с деятельностью службы перекроет прибыль, дополнительно полученная предприятием от ее функционирования.

Литература

1. Герасимов, Н.О., Яркова, Т.М. Состояние кадровой безопасности на сельских территориях региона// Экономика АПК Предуралья.  ‑ 2018. ‑ № 1.  ‑ С. 13-17.

2. Городилов, М.А. Проблемы развития сферы услуг агропромышленного комплекса регионов / М.А. Городилов, М.С. Оборин // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2018. – № 1. – С. 71-79.

3. Светлакова, С.А., Яркова, Т.М. Особенности государственного регулирования экономики аграрного сектора России// Микроэкономика. ‑ 2016. ‑ № 2. ‑ С. 82-86.

4. Хайруллина, О.И. Государственный механизм регулирования сельского хозяйства / О.И. Хайруллина // Бухучет в сельском хозяйстве. 2014. – № 4 – С.70-79.

5. Черданцев В.П., Фирсова А.В. Управленческий аспект диагностики эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. – Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России» Благовещенск, 19 апреля 2017 г. – с. 148-151

6. Черникова, С.А. Трудовые ресурсы как фактор производства / С.А. Черникова, Ю.А. Исаков // Российское предпринимательство. – 2014. – № 5 (251). – С. 55-62.