Московский экономический журнал 6/2019

image_pdfimage_print

УДК 339.13

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16025

Особенности реализации инновационной деятельности в медицинских учреждениях

Features of the implementation of innovative activities in medical institutions

Н.В.Кузнецов, кандидат экономических наук, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: kuznetsov_nv@list.ru

В.П.Горелов, магистр 2 года обучения факультета технологического менеджмента и инноваций, Университета ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: vpgorelov@gmail.com

А.В.Рулева, магистр 2 года обучения, факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: maxrul@mail.ru

N.V. Kuznetsov, candidate of economic sciences, Associate Professor, Faculty of Technology Management and Innovation, ITMO University, St. Petersburg, Russia., Ruleva. A.V., Gorelov.V.P., E-mail: kuznetsov_nv@list.ru

V.P.Gorelov, Master in 2 years of study at the Faculty of Technology Management and Innovation, ITMO University, St. Petersburg, Russia, E-mail: vpgorelov@gmail.com

A.V. Ruleva, Master 2 years of study at the Faculty of Technology Management and Innovation, ITMO University, St. Petersburg, Russia, E-mail: maxrul@mail.ru

Аннотация: В данной статье освещается тема особенностей реализации инновационной деятельности в медицинских учреждениях. В статье говориться о внедрение новых технологий в медицину, как об одном из главных методов развития медицинской отрасли. Отражена структура инновационной модели системы здравоохранения. Объясняется значимость рыночной конкуренции, как фактора развития инноваций в медицинской сфере. Так же в статье представлена схема процесса инноваций в здравоохранение, отображены стадии инновационного процесса для медицинской отрасли.

Summary: This article covers the topic of the features of the implementation of innovative activities in medical institutions. The article talks about the introduction of new technologies in medicine, as one of the main methods of development of the medical industry. Reflects the structure of an innovative model of the health care system. The significance of market competition is explained as a factor in the development of innovations in the medical field. Also, the article presents the scheme of the innovation process in healthcare, displays the stages of the innovation process for the medical industry.

Ключевые слова: инновационная деятельность, медицинские учреждения, внедрение новых технологий в медицину, рыночная конкуренция, инновационный процесс.

Keywords: innovation, medical institutions, the introduction of new technologies in medicine, market competition, the innovation process.

Процессы глобализации и расширение возможностей обмена информацией всесторонне затрагивают сферу медицины.

Появление новых дисциплин на стыке различных фундаментальных наук (генодиагностика и генотерапия, нейровизуализация, онко- и нейроиммунология, нейротрансплантация, фармакогенетика и др.) нашло свое отражение в создании принципиально новой концепции медицинской науки как комплекса дисциплин, изучающих проблемы здоровья человека. Медицинская наука объединяет эти дисциплины, обеспечивая получение новых знаний о человеческом организме как на клеточном, так и молекулярном уровнях организации живой материи.

Растет интегрированность систем здравоохранения, в том числе через международные организации, через транснациональное распространение фармацевтической и биомедицинской продукции; повышается взаимодействие мирового научного сообщества; динамично развивается медицинский туризм; увеличиваются инвестиции в развитие человеческого капитала и инфраструктуры в здравоохранении.

Однако решающим фактором для получения конечного результата – пользы от современных достижений медицины для пациентов в виде улучшения показателей здоровья является перенос теоретических знаний и навыков в практическое здравоохранение. Этот процесс называют диффузией в практике или трансляцией знаний.

Другим эффективным методом развития медицинской отрасли является передача знаний и разработанных и применяемых технологий от одного производителя медицинских услуг другому. Данный процесс в современной литературе описывается как трансферт технологий. Обобщенно, эти термины обозначают внедрение новых медицинских инновационных технологий.

Сферу здравоохранения целесообразно рассматривать как функционирование взаимосвязанных разноуровневых структур, определяющих конечный результат, по которому оценивается здравоохранение.

Инновационная модель развития системы здравоохранения включает в себя единство медицинской науки, развитие системы непрерывного медицинского образования, международное партнерство с ведущими странами и научными центрами, охрану интеллектуальной собственности, развитие государственно-частного партнерства, создание целевых межведомственных медицинских научных программ (рис.1).

При этом следует иметь в виду, что для системы здравоохранения инновации и инновационная деятельность имеют на разных уровнях свои специфические особенности, а ключевым исполнительным звеном является медицинское учреждение.

Медицинское учреждение – это ключевой структурообразующий элемент эффективной системы здравоохранения, цель которого – оказание высокотехнологичных медицинских услуг. Деятельность медицинских учреждений направлена на улучшение состояния здоровья пациентов (диагностика, лабораторные исследования, лечение в специализированных отделениях, лекарственное и материально-техническое обеспечение, питание, степень комфортности палат и др.).

Медицинское учреждение представляет собой сложную многофункциональную систему, успех деятельности которой зависит от слаженной организации многообразных сложных структурных лечебно-диагностических и немедицинских вспомогательных подразделений.

Побудительным механизмом развития инноваций в сфере медицины, в первую очередь, как уже отмечалось ранее, является рыночная конкуренция. В условиях рынка учреждения, оказывающие медицинские услуги, постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки реализации своих услуг. Повышение конкуренции на рынке медицинских услуг делает необходимостью разработку инновационных медицинских услуг на основе применения новейшего оборудования и технологий; новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; новых лекарственных препаратов и медицинских изделий; информационных технологий хранения медицинских данных на электронных носителях; создание условий комфортного пребывания пациентов; наличие высококвалифицированных специалистов.

При всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение именно инновационных инвестиций в достаточном объеме.

Поэтому лечебно-профилактические учреждения, первыми освоившие эффективные новации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Винсентом К.О. и Норманом Г.Е. была предложена следующая схема процесса инновации в здравоохранении (см. рис. 2).

Данная концептуальная модель, опубликованная в «Журнале инноваций в государственном секторе», освещает основные инициативные группы и заинтересованные стороны в продвижении инноваций в здравоохранении. На данной модели указаны государственные органы, группы по защите прав пациентов, а также пациенты, клиницисты. Работа вышеупомянутых участников процесса инноваций в здравоохранении заключается в определении потребностей клиентов или потребителей услуг в секторе здравоохранения. Примером потребителей услуг могут служить организации здравоохранения, клиницисты, пациенты и их семьи и др.

Инновационный процесс, в рамках которого осуществляется разработка технологических инноваций, является частью научно-технического прогресса и заключается в выходе новой технологии на рынок вплоть до полной окупаемости вложенных инвестиций. Инновационная деятельность происходит и на последующих фазах жизненного цикла технологии при его частичном совершенствовании на базе улучшающих инновационных технологий или при создании новой модели.

Инновационный процесс, как было отмечено ранее, включает в себя 6-8 стадий, в зависимости от отрасли и специфики предприятия. Для медицинских учреждений обычно выделяют 8 основных его стадий:

1. Инициация инноваций – данный процесс является входом для всего инновационного процесса, однако включает в себя наибольшее количество важных работ и взаимосвязанных процессов.

2. Непосредственно процесс НИОКР, процесс создания собственно интеллектуального продукта и, главное, создание концепции оздоровления, которое включает в себя предмет и объект исследования.

3. Маркетинг – по существу данный процесс является определяющим для проектирования следующих стадий цикла инноваций. Однако работы и инструменты данного процесса функционируют в ходе всего цикла инновационной деятельности.

4. Стадия становления будущего производства – на данной стадии реализуются ОКР и создаются опытные образцы медицинских технологий.

5. Производство инновационного продукта (оказание услуги) – мелкосерийное, серийное и массовое производство.

6. Коммерциализация инноваций – реализация инноваций, основанная на продаже инновационных медицинских продуктов и технологий.

7. Продвижение инноваций – распространение новых медицинских продуктов и услуг среди партнеров (поликлиник и других медицинских учреждений) и населения.

8. Оценка эффективности – предполагает формирование постоянного мониторинга на базе сформировавшихся инноваций, целью которого является создание или усовершенствование функционирующей технологии или продукта.

Структура инновационного процесса медицинских учреждений представлена на рис 3.

Инновационный процесс может происходить как внутри организации здравоохранения, так и за ее пределами.

При происхождении инновационного процесса извне необходимо тесное взаимодействие с теми инновационными компаниями, университетами, которые разрабатывают и испытывают данные технологии. Дополнительно инновационные компании могут корригировать инновационный продукт, зародившийся в учреждении здравоохранения, превращая его в более совершенный продукт. Данный процесс необходим, так как многие инновации, возникающие в медицинских учреждениях, не имеют достаточных ресурсов для развития той или иной технологии, основываясь только на таланте своих собственных сотрудников.

Таким образом, ограниченные ресурсы таких организаций создают почву для формирования партнерских взаимоотношений с инновационными компаниями, R&D , чтобы создать продукт, который бы отвечал их потребностям с возможностью его продвижения и дальнейшего развития. Таким образом, инновационные технологии в здравоохранении являются реализованным на рынке медицинских услуг результатом, полученным от вложения капитала в новую операцию (технологию, процесс).

Список литературы

  1. Биртанов Е, Нургожин Т., Айыпханова А. и др. Система внедрения инновационных методов профилактики, диагностики и лечения: Методические рекомендации. – АО «Национальный медицинский
  2. Дячук, Е. А. Управление развитием инновационной системы учреждений здравоохранения: диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05.- СанктПетербург, 2018. – 175 с.
  3. Инновационное развитие звеньев экономики: Монография / под ред А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2009. – 143 с.
  4. Кучковой, В. В. Инновационная деятельность в медицине как способ повышения качества медицинских услуг в системе здравохранения // Инновационное развитие экономики. – 2017. – №6. – С. 72-78.
  5. Мартынчик С.А., Осокина О.В. Организационно-экономические технологии обеспечения конкурентного преимущества медицинской организации на рынке медицинских услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2013/Medecine/3_137504.doc.htm
  6. Полянская, С. В. Совершенствование управления инновационной деятельностью учреждений здравоохранения : автореферат дис. … кандидата экономических наук : 08.00.05. – Саратов, 2012. – 23 с.
  7. Стратегия развития медицинской науки в российской федерации на период до 2025 года.
  8. Сыпабеков С.Ж., Тулембаев А.Н. Особенности инновационной деятельности в медицине // Нейрохирургия и неврология Казахстана. – 2015. – № 3 (40). Стратегия развития медицинской науки в российской федерации на период до 2025 года.