Московский экономический журнал 3/2019

image_pdfimage_print

Повышение эффективности реализации ИСП на основе проектного аудита

Improving the efficiency of ISP implementation on the basis of project audit

Кумукова Лолита Руслановна, студент магистратуры кафедры организации строительства и управления недвижимостью ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ 129337, Москва Ярославское шоссе 26) kumukovalola@mail.ru

Аннотация: Проведение технологического и ценового аудита является обязательной процедурой для инвестиционно-строительных проектов с государственным участием. Данный аудит должен помочь минимизировать финансовые затраты бюджетных денег. Однако в ходе проведенного анализа выявлены серьезные недостатки в методике проведения.

Целью работы является совершенствование существующей методики на первом этапе проведения технологического и ценового аудита – технико-экономическое обоснование. Инструментом является метод экспертных оценок, с помощью которых рассчитаны весовые коэффициенты разделов.

Summary: Technological and price audit is a mandatory procedure for investment and construction projects with state participation. This audit should help to minimize the financial costs of budget money. However, the analysis revealed serious shortcomings in the methodology.

The aim of the work is to improve the existing methodology at the first stage of technological and price audit – feasibility study. The tool is the method of expert evaluations, with which the weight coefficients of the sections are calculated.

Ключевые слова: аудит, технологический и ценовой аудит(ТЦА), математическая модель, финансовые затраты, инвестиционный проект.

Keywords: audit, technological and price audit(TCA), mathematical model, financial costs, investment project.

На территории Российской Федерации реализация объектов с высокой стоимостью, инвестором которых является государство, увеличивается с каждым годом. [1-9] Одним из примеров инвестиционного проекта с государственным участием является строительство канатного метро в Краснодаре, представленного на инвестиционном форуме в Сочи.

Данная идея стала возможной из-за использования кабельной фермы. Появилась острая необходимости контролировать движение бюджетных средств, а также их освоение в процессе реализации инвестиционного проекта (в том числе, на стадии проектных и строительно-монтажных работ) [10].

При этом контроль должен осуществляться не только со стороны федеральных органов власти, но и со стороны общества. Так появилась необходимость в наличии публичного контроля.

Для осуществления данных мероприятий Правительством Российской Федерации было выпущено и утверждено Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием» [17], в котором указаны основные принципы и порядок проведения публичного технологического и ценового аудита (далее – ТЦА) для объектов с государственным участием.

Проведение ТЦА после опубликования Постановления является обязательной процедурой для объектов, подходящих под критерии необходимости проведения ТЦА. Как правило, это крупнейшие инвестиционные проекты , собственником которых является государство, и риски данных проектов минимальны .

Данная работа актуальна в связи с тем, что проведение ТЦА является обязательной процедурой, однако, ее механизм на данный момент носит субъективный характер, и существует необходимость внести коррективы в методику для более объективной оценки.

Цель статьи – совершенствование методики проведения ТЦА для инвестиционно-строительных проектов для повышения качества оценки проектов экспертами.

Задачи:

1. Анализ существующей методики проведения ТЦА;

2. Обоснование выбора экспертной оценки как способа расчет весовых коэффициентов;

3. Расчет весовых коэффициентов факторов, влияющих на результат проведения ТЦА на этапе технико-экономического обоснования;

4. Разработка математической модели результата ТЦА.

Весь механизм проведения ТЦА описан в Постановлении Правительства РФ №382 (далее – Постановление). Отметим, что необходимость проведения ТЦА не является обязательным для всех объектов, финансирование которых ведется за счет бюджетных средств РФ. Публичный ТЦА инвестиционных объектов проводится:

a) в 2017 году – для объектов капитального строительства сметной стоимостью 3 млрд рублей и более

b) в 2018 году – для объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд рублей и более.

Заявителем на ТЦА являются застройщик, заказчик или инициатор проекта. Экспертная организация выбирается путем осуществления государственной закупки согласно федеральным законам, регламентирующих данный сегмент [4, 7].

Согласно Постановлению, проекты проходят ТЦА в 1 или 2 этапы, которые указаны в таблице 1. Количество этапов проведения ТЦА определяется исходными данными. Так, если проектная документация на момент подачи заявления на проведение ТЦА уже была разработана, то аудит проводится в один этап. Если проектная документация подлежит разработке, то необходимо проведение ТЦА в два этапа. Однако, в данном правиле есть исключение. ТЦА можно не проводить, если в инвестиционном проекте используется эффективная проектная документация повторно.

Принимать участие в проведении аудита могут только независимые организации, которые входят в перечень аккредитованных Министерством строительства и ЖКХ экспертных организаций, выбор которых происходит в соответствии в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Экспертная организация проверяет и выставляет отчет в единую информационную систему. Недостаток методики заключается в том, что отчет о проведенном ТЦА является свободным, т.е. эксперту достаточно указать про каждый пункт «эффективный фактор» или «неэффективный фактор». Те доступные отчеты, которые опубликованы в сети Internet, не содержат критики или иных негативных суждений при проверке данных инвестиционного проекта.

Отсутствие системы при расстановке факторов и критериев может нести за собой крайне субъективное решение за экспертом. Необходима разработка такой модели, которая смогла бы учесть все факторы и свести их в единый результат.

В дальнейшем механизм проведения ТЦА необходимо привести к такой математической модели, которая при вводе ряда данных выдавала бы полноценный ответ. Но формализация технико-экономических решений осложняется особенностями развития технологий.

На данный момент не разработана модель, которая связала бы основу количественных и качественных показателей тех или иных процессов. Поэтому решение реальных задач сводится к взаимной работе человека и математического инструмента. В большинстве случаев решение технологических вопрос связано со здравым смыслом человека. Также в ряде случаев возможно присутствие случайных факторов, о появлении которых может знать и предугадать исключительно эксперт.

Существует ряд трудностей, которыми можно аргументировать сложность появления решений при использовании только математической модели:

1. Исходная статистическая информация.

2. Часть информации не может быть переведена в количественную оценку, так как она имеет исключительно качественных характер.

3. Существует ряд факторов, которые невозможно предсказать

4. Наличие у любого процесса ряда потенциально возможных схем реализации, также, как и экономическое действие приводит к большому количеству результатов.

5. Процесс выбора решений однозначно приводит к многозначности и качественному различию получаемых показателей.

Таким образом, вопрос разработки методики приводит к взаимосвязи математической модели и экспертному мнению ученых, специалистов и руководителей. Оценка экспертов помогает, насколько возможно, компенсировать недостатки, указанные выше, а также использовать личный профессиональный опыт и компетенции.

Для достоверности данных необходимо, чтобы процедура получения информации от экспертов была наиболее упорядочена и формализована. Сложный математический аппарат может привести к запутыванию экспертов, и в итоге к недостоверному решению проблемы.

Для того чтобы снизить влияние неточностей и уровня неопределенности прибегают к умелому использованию суждений, а также рациональным решениям в условиях их неполной и неточной формализации. Опыт позволяет в ситуации неопределённости оценить каждый альтернативный исход, цель, рациональное решение. Опыт показал, что решение статистических задач имеет более точный результат при наличии экспертной оценки.

Метод экспертных оценок – математические методы, логический операции, специальные процедуры, которые применяются для получения и анализа информации, полученной от специалистов.

Математические и статистические методы помогают компенсировать смещение индивидуальных оценок и снизить уровень неопределенности.

Каждый критерий, по которому эксперт дает свое суждения имеет свой вес в общем принятии решения по данному вопросу.  Таким образом, роль каждого фактора разная, и поэтому для оценки влияния каждого используют коэффициенты. Данные коэффициенты определяются на основании экспертных суждений. Обработка информации, полученной от экспертов, может происходить несколькими способами: последовательное сравнение, метод парных сравнений, метод непосредственной оценки, ранжирование факторов.

Более точный результат определения весовых коэффициентов при создании методики проведения ТЦА является совокупность указанных ранее методов.

Для расчета весовых коэффициентов [43], была создана анкета, согласно которой эксперт должен был оценить вероятность возникновения ошибки и влияние данного фактора на стоимость реализации инвестиционно-строительного проекта.

Экспертам предлагалось расставить баллы для вероятности возникновения ошибки, где 1 – такая вероятность отсутствует,2 – вероятность ошибки крайне мала, 3 – вероятность ошибки есть, 4 – вероятность очень высока, 5 – точно всегда есть ошибки.

А также оценить влияние на стоимость баллами, где 1 – самый важный основополагающий фактор, 2 – менее важный, но также основополагающий, 3 – средняя важность фактора, 4 – фактор важен, но не настолько, чтобы быть основополагающим, 5 – низкая важность фактора, 6 – маловажный.

В данной работе были выделены следующие разделы методики, которые предстояло оценить экспертам:

1. Возможность реализации основных решений при соблюдении всех норм;

2. Оптимальность выбора места размещения объекта капительного строительства;

3. Целесообразность использования дорогостоящих материалов, машин и оборудования;

4. Обоснование предельной стоимости строительства с учетом опыта строительства;

5. Оптимальность сроков и этапов строительства;

6. Оценка спроса на продукцию;

7. Показатели эффективности (NPV, IRR), а также расчет рисков проекта;

8. Наличие альтернативных вариантов проекта.

Для каждого фактора расчет вероятности возникновения ошибки рассчитывается по формуле (1), а влияние каждого фактора на стоимость реализации инвестиционно-строительного проекта необходимо оценить по формуле (2).

– средняя вероятность возникновения ошибки,

– вероятность ошибки, указанная j-ым экспертом,

– коэффициент компетенции j-ого эксперта.

– среднее влияние данного фактора на стоимость,

– влияние на стоимость, указанное j-ым экспертом,

– коэффициент компетенции j-ого эксперта.

Влияние риска возникновения ошибки на стоимость реализации инвестиционно-строительного проекта оценивается по формуле (3)

– средняя вероятность возникновения ошибки,

– средняя вероятность возникновения ошибки,

– влияние риска возникновения ошибки на стоимость. Для расчета итоговых весовых коэффициентов используется формула (4):

– влияние риска возникновения ошибки на стоимость,

– весовой коэффициент каждого фактора.

Риск возникновения ошибки в данной работе необходимо расценивать, как случайную ошибку или умышленное изменение показателей с целью увеличения стоимости инвестиционно-строительного проекта и получение необоснованной дополнительной прибыли. Как раз для выявления этих ошибок и неточностей проводится ТЦА. Расчет данных рисков не является расчетом рисков, связанных с финансовым менеджментом и маркетингом.

Компетенция экспертов была посчитана ранее с учетом профессиональных навыков по методике, разработанной авторами Петриченко Г.С и Петриченко В.Г [5]: уровень образования, стаж работы, наличие ученых степеней, опыт реализации инвестиционно-строительного проекта, опыт работы в экспертизе или аудите.

Математическая постановка задачи в данном случае сведена к линейной параметрической функции f(x). Результатом расчета данной модели будет значение функции f(x). Общая задача линейной оптимизации сформулирована следующим образом: необходимо найти такой вектор

, который составляет максимум или минимум функции:

f(x) – результат проведения ТЦА,

ci – те весовые коэффициенты критериев, которые будут найдены посредством экспертного метода.

xi – те значения критериев, которые будут выставлены при проведении экспертизы каждому фактору на каждом этапе прохождения ТЦА.

В ходе анализа существующей методики проведения ТЦА, показано, что существуют недостатки, влияющие на объективность данного аудита. В частности, отсутствие системы при проведении ТЦА, которая могла бы упорядочить действия экспертной организации, а также отсутствие математической модели, которая могла бы свести количественные и качественные характеристики проекта.

Выбор метода экспертной оценки для усовершенствования данной методики и создания математической модели обусловлено корреляцией количественных и качественных характеристик с учетом суждений профессиональных экспертов.

Литература

1. Асаул Н.А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса. СПб.: Гуманистика, 2014. 280 с.

2. Баштыгова И.Р. Тенденции развития строительной отрасли в экономике России // Экономика и управление. Анализ тенденций и перспектив развития. 2017. С. 121-125

3. Балтина А.М., Кириленко Л.С. Моделирование смешанного финансирования строительства социального жилья в Российской Федерации. // Финансы и кредит. 2017. № 24(744). С. 1422-1438.

4. Бабичева Н.В., Смирнова Ю.О. Особенности инвестирования в объекты социальной направленности, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 2(9). С.78-86.

5. Гребенщиков В.С. Методология и концептуальное моделирование функциональной структуры промышленного девелопмента индустриальных парков // Вестник МГСУ. 2017. № 9 (108). С.1053- 1060.

6. Гущина Ю.В., Шубергин Э.И. Современные аспекты управления инвестиционно-строительными проектами с учетом факторов рисков // NEWS OF SCIENCE AND EDUCATION. 2017. № 1. С.29-33

7. Дорохина Е.Ю., Барычева П.П., Авхуцкая Т.И., Новикова В.Д. Управление рисками инвестиционно-строительного проекта. 2017. № 9-1 (35). С. 29-33

8. Иванова М.А., Волкова Е.Д. Ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с государственным участием: порядок осуществления и перспективы развития // Инновационные подходы к решению актуальных проблем гуманитарных, социальных и экономических наук: вопросы теории и практики. 2017. С.51-56.

9. Каракозова И.В., Прохорова Ю.С. Технологический и ценовой аудит как инструмент оптимизации проектных решений и контроля за достоверностью затрат в строительстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С.682-686

10. Мазаник Н.Т., Басит Б.М. Система менеджмента качества строительных организаций. Учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос.университета, 2018. 95с

11. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием»

12. Соломенников С.И., Никифорова Н.М. Анализ факторов, влияющих на технико-экономические показатели инвестиционного проекта // Фотинские чтения. 2014. №1. С. 171-177