Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 63:339.564 (71)

Безымянный 12

Григорьева Е., кандидат биологических наук, доцент факультета мировой политики ГАУГН

Grigorieva E., Cand. Sci. (Biology), Assistant Professor, State Academic University for Humanities, World Politics Faculty

Использование Канадой субсидий при экспорте продукции агропромышленного комплекса в связи с обязательствами в ВТО

Canada’s use of agriculture export subsidies in the WTO obligations context

В работе анализируется выполнение Канадой обязательств в рамках ВТО при экспорте продукции агропромышленного комплекса.  Особое внимание уделяется направлениям экспортной политики Канады в контексте Решения по экспортной конкуренции, принятого на 10-й Министерской конференции ВТО.

Summary

The article analyses Canada’s compliance with WTO commitments on export competition for agricultural products. Special attention is paid to Canadian export policy in the context of the Decision on Export Competition adopted by the 10th Ministerial conference of the WTO.

Ключевые слова: Канада, ВТО, Соглашение по сельскому хозяйству, обязательства по экспортным субсидиям, Решение по экспортной конкуренции

Keywords: Canada, WTO, Agreement on Agriculture, export subsidies commitments, Decision on Export Competition

Одним из элементов Соглашения ВТО по сельскому хозяйству (далее -Соглашение) являются обязательства стран — членов ВТО в отношении использования экспортных субсидий. Канада, являющаяся одной из двадцати пяти стран, зарезервировавших за собой право на предоставление экспортных субсидий, в соответствии с Статьей 9.2 b (iv) Соглашения взяла на себя обязательства по снижению в течение 6 лет, начиная с 1995 г., бюджетных расходов на экспортное субсидирование до уровня ниже базового периода 1986-1990 годов на 36% и количество субсидированного экспорта на 21% [1]. По графику Соглашения для Канады предусмотрено 11 товарных групп, в отношении которых действуют обязательства по предоставлению экспортных субсидий: пшеница и пшеничная мука, фуражное зерно, масличные культуры, растительные масла, жмыхи, масло, молоко сухое обезжиренное, сыр, другие молочные продукты, овощи, продукты — ингредиенты.

Уже в 1995 г. Канада резко сократила уровень экспортного субсидирования, до вступления в силу Соглашения по сельскому хозяйству превышающего 600 млн. долл. [2].  Это произошло в результате прекращения действия Закона о транспортировке зерна из западных территорий (Western Grain Transportation Act), который отменил субсидии на транспортировку экспортируемого зерна. С 1995 г. и по настоящее время общий уровень экспортных субсидий значительно ниже их обязательств по сокращению (Рис.1). В 2014 г. отношение общих ежегодных расходов на экспортные субсидии к связанному обязательствами уровню (с 2000 г. — 422 млн. долл.) составило 19%. По последним данным Комитета по сельскому хозяйству ВТО, данный показатель для Норвегии соответствует 39%, Швейцарии — 16%, Израиля — 4%. Большинство стран, зарезервировавших за собой право на предоставление экспортных субсидий, к настоящему моменту уже не используют этот метод торговой политики [3].

Безымянный

Рис. 1. Отношение общих ежегодных расходов на экспортные субсидии к связанным обязательствами уровням в 1995 — 2014 гг., %.  Источник: Составлено на основе нотификаций Канады в Комитет по сельскому хозяйству ВТО

Из всех товаров, по которым имеются обязательства по предоставлению экспортных субсидий, Канада субсидировала только пять групп продуктов: масло, молоко сухое обезжиренное, сыр, другие молочные продукты и продукты — ингредиенты (прим. – продукты, содержащие элементы молочной продукции). При этом для таких продуктов, как обезжиренное молоко, продукты — ингредиенты, величина субсидий находилась на уровне связанных значений (Таблица).

Таблица.  Связанные уровни и ежегодные экспортные субсидии в 2010- 2014 гг., тыс. долл.

Безымянный

Примечание:⃰⃰ — отношение расходов на экспортные субсидии к связанным обязательствам по определенной группе товаров

Источник: Составлено на основе нотификаций Канады в Комитет по сельскому хозяйству ВТО

В соответствии с Решением по экспортной конкуренции, принятым на состоявшейся в декабре 2015 г. в Найроби 10-й Министерской конференции ВТО, развитые страны должны отменить остающиеся экспортные субсидии с 19 декабря 2015г. Тем не менее, для Канады, а также для Швейцарии и Норвегии были сделаны уступки, позволяющие этим странам сохранять субсидии до 2020 г. [4]. Поскольку доля субсидированного экспорта в общем аграрном экспорте Канаде находится на незначительном уровне, соответствующем 0,14 % [5], можно предполагать, что полное устранение экспортных субсидий не окажет негативное воздействие на экспортный потенциал агропромышленного комплекса Канады.  

В министерском Решении по конкуренции, помимо вопроса экспортных субсидий, содержатся также положения, цель которых — обеспечить, чтобы и другие направления экспортной политики не могли быть использованы как скрытые формы субсидий. В частности, это касается условий участия государственных предприятий в торговле сельскохозяйственными продуктами, ограничения финансовой поддержки экспортеров сельскохозяйственной продукции. Также Решение министров запрещает использовать продовольственную помощь таким путем, чтобы она воздействовала на внутреннее производство [4].

В настоящее время Канада не имеет государственных предприятий, занимающихся экспортом аграрной продукции. Долгое время исключительным правом на экспорт пшеницы и ячменя обладал   Канадский пшеничный комитет (КПК) (CWB — Canadian Wheat Board) [6]. В соответствии с принятым в конце 2011 г. Законом о свободе продаж для фермеров, производящих зерно (the Marketing Freedom for Grain Farmers Act) уже с 1 августа 2012 г. КПК лишился своей монополии на торговлю зерном. В дальнейшем произошла приватизация этой организации, с 30 июля 2015 г. осуществляющей свою деятельность как независимое коммерческое предприятие G3 Canada Limited.

Формулировки Решения об экспортной конкуренции, касающиеся продовольственной помощи, обязывают членов ВТО воздержаться от предоставления продовольственной помощи в натуральном виде в случае, когда она может привести к негативным последствиям для местного или регионального производства того же или альтернативного продукта. ВТО призывает своих членов к предоставлению продовольственной помощи исключительно в форме наличных средств (cash-based food assistance). Этому критерию полностью соответствует политика Канады, направляющей денежные средства для поддержки местных закупок (прим. — при местных закупках продовольствие закупается   в одной части развивающейся страны для поставки в районы нехватки продовольствия в этой стране) и/или трехсторонних операций (прим. — при трехсторонних сделках закупки продовольствия производятся непосредственно в развивающихся странах для поставки в страну — получатель). В отличие от Канады большая часть продовольственной помощи США продолжает оставаться помощью в натуральной форме (прямые трансферты) (Рис. 2).

Безымянный

Рис. 2. Объем продовольственной помощи, предоставленной некоторыми странами в 2012 г. в разбивке по способам предоставления. Источник: база данных Информационной системы по контролю за продовольственной помощью ВПП

В соответствии с Конвенцией о продовольственном содействии, вступившей в силу в 2013 г, минимальные ежегодные обязательства Канады в отношении продовольственной помощи обозначаются в денежной форме и находятся на уровне 250 млн. долл. [7].

В положениях Решения об экспортной конкуренции, рассматривающих вопросы финансовой поддержки экспортеров сельскохозяйственной продукции, обозначено, что максимальный срок погашения кредитов для развитых стран не должен превышать 18 месяцев. В Канаде поддержкой экспорта занимается Канадская корпорация развития экспорта (Export Development Canada). Ежегодное финансирование экспортных поставок продукции агропромышленного комплекса находится на уровне 4 млрд. долл. Значительная часть ресурсов направляется на страхование различных видов рисков. В 2015 г. распределение финансовых средств осуществлялось между четырьмя основными программами корпорации следующим образом: страхование дебиторской задолженности (Short Term Insurance) — 91%; контрактные гарантии (Contract Insurance and Bonding) — 2,2%; страхование политических рисков (Political Risk Insurance) – 0,3%; прямое финансирование (Financing) – 6,5%. В ряде программ срок погашения кредитов превышает 18 месяцев [8].

Позиция Канады предусматривает устранение всех экспортных субсидий. Тем не менее, начиная с 1997 г.  вопросы субсидирования экспорта канадской молочной продукции были предметами спора в ВТО. В качестве истцов выступали США и Новая Зеландия. Основной претензией стало использование заниженных цен на специально установленные категории молока, из которого производили предназначенную для экспорта продукцию [9]. В 2003 г. Канада, США и Новая Зеландия проинформировали ВТО об урегулировании по взаимному согласию спора в отношении мер, воздействующих на экспорт канадской молочной продукции [10].

В заключение можно отметить, что политика Канады в области экспортной конкуренции в целом соответствует нормам ВТО.

Литература

  1. Agreement on Agriculture [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/14-ag.pdf.
  2. World Trade Organization (WTO). 1996. Trade Policy Review: Canada, WT/TPR/S/22.
  3. World Trade Organization (WTO). Committee on Agriculture. 11 May 2016. G/AG/W/125/Rev.4.
  4. World Trade Organization (WTO). Export Competition. Ministerial Decision of 19 December 2015. — Ministerial Conference Tenth Session, Nairobi, 15-18 December 2015, WT/ MIN (15)/45 — WT/L/980.
  5. World Trade Organization (WTO). 2015. Trade Policy Review: Canada, WT/TPR/S/314.
  6. Григорьева Е.Е. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Канаде // АПК: экономика, управление. – 2009. № 7. — С. 83-85.
  7. World Trade Organization (WTO). Committee on Agriculture. 11 May 2016. G/AG/W/125/Rev.4/Add.3.
  8. World Trade Organization (WTO). Committee on Agriculture. 11 May 2016. G/AG/W/125/Rev.4/Add.2.
  9. World Trade Organization (WTO). 2003. Trade Policy Review: Canada, WT/TPR/S/112.
  10. World Trade Organization (WTO). 2007. Trade Policy Review: Canada, WT/TPR/S/179.