Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 339.9

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13007

Михеева Анна Семеновна,

доктор экономических наук, доцент,

заведующий лабораторией экономики природопользования,

Байкальский институт природопользования СО РАН, г.Улан-Удэ

Лубсанова Наталья Борисовна,

ведущий инженер лабораторией экономики природопользования,

Байкальский институт природопользования СО РАН, г.Улан-Удэ

Mikheeva A.S.   

Lubsanova N.B.  

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ, КИТАЯ И МОНГОЛИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF COOPERATION OF RUSSIA, CHINA AND MONGOLIA IN THE CONDITIONS OF EURASIAN INTERACTION

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы сотрудничества России, Китая и Монголии в современных условиях активизации евразийского взаимодействия. На основе анализа динамики взаимодействия между странами выявлены тенденции укрепления сотрудничества в различных областях, налаживания координации стратегий развития, которые базируются на общей заинтересованности РФ, КНР и Монголии в поиске новых точек роста национальных экономик и намерении усилить политическое взаимодействие и торгово-экономическое сотрудничество. Развитие сотрудничества в современных условиях требует новых форм взаимодействия, таких как «Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия», которая отвечает национальным интересам трёх сторон, так как подразумевает сопряжение стратегических инициатив развития стран.

Summary

The article examines the prospects for cooperation between Russia, China and Mongolia in the current conditions of intensification of Eurasian interaction. On the basis of the analysis of the dynamics of interaction between the two countries, the tendencies of strengthening cooperation in various fields, coordinating development strategies based on the common interest of the Russian Federation, China and Mongolia in the search for new points of growth of national economies and the intention to strengthen political interaction and trade and economic cooperation are revealed. The development of cooperation in modern conditions requires new forms of interaction, such as the program “Economic Corridor China-Mongolia-Russia”, which meets the national interests of the three parties, since it implies the interface of the strategic development initiatives of the countries.

Ключевые слова: экономический коридор Китай-Монголия-Россия, сотрудничество, евразийское взаимодействие, развитие транспортной инфраструктуры

Keywords: economic corridor China-Mongolia-Russia, cooperation, Eurasian interaction, development of transport infrastructure

   Статья подготовлена в рамках государственного задания БИП СО РАН (проект №0339-2016-0002) и при поддержке проекта  «Монгольский коридор в условиях евразийского взаимодействия: история и современность» Комплексной программы фундаментальных исследований СО РАН II.1 (№ 0339-2018-0002).

   В последние годы отношения России, Китая и Монголии характеризуются заметным укреплением сотрудничества в различных областях, налаживанием координации стратегий развития. Трёхсторонние связи базируются на общей заинтересованности РФ, КНР и Монголии в поиске новых точек роста национальных экономик и намерении усилить политическое взаимодействие и торгово-экономическое сотрудничество.

   Между тремя странами установлены отношения стратегического партнерства, поддерживается высокая степень сотрудничества по основным региональным и международным вопросам. Россия, Китай и Монголия обладают развитым механизмом согласования своей политики на государственном и региональном уровнях. Взаимодействие трёх стран в характеризуется общим направлением: вписать стратегию своего национального развития в интеграционные процессы на евразийском пространстве.

   Так, с 2000 года Китай активно реализует стратегию активного выхода китайских производителей на внешние рынки под девизом «Идти во вне» («Going Global»). Данная стратегия предполагает расширение внешней открытости, более интенсивную интеграцию в мировые экономические, политические, экологические и культурные процессы.

   Основным тезисом стратегии является «использование преимущества двух (внутреннего и внешнего) рынков сбыта и двух (внутреннего и внешнего) источников сырья с целью совершенствования экономической структуры и оптимизации размещения ресурсов» [1]. В стратегии определены меры стимулирования предприятий к более активному освоению природных ресурсов других стран, завоеванию новых рынков, увеличению объемов экспорта товаров, в том числе и за счет активного инвестирования за рубеж.

   Важным элементом стратегии была определена необходимость усиления «транснационального хозяйствования китайских предприятий»: предпринимателям было рекомендовано создавать крупные предприятия в сфере передовых технологий за границей, а также высокотехнологичные средние и малые предприятия, участвовать в акционерном капитале. Правительство также поддерживает участие китайских предприятий в подрядно-строительных работах за пределами страны.

   В Российской Федерации в 2014 г. была разработана и принята государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» [2].  Целью программы является «усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны» [2]. В структуру госпрограммы входят приоритетные проекты «Системные меры развития международной кооперации и экспорт», «Международная кооперация и экспорт в промышленности». В рамках реализации данных проектов предусматривается поддержка несырьевого экспорта с помощью инструмента льготного кредитования приоритетных отраслей, а также снижение издержек экспортёров за счёт снятия административных и инфраструктурных барьеров.

   Основные направления Монголии во внешнеэкономической деятельности определены в Концепции внешней политики, утвержденной в 2011 г. [3]. Главным приоритетом Монголии определены дружеские отношения с РФ и КНР и поддержание равных и сбалансированных отношений при развитии расширенного сотрудничества с обеими странами. Цель внешнеэкономической политики Монголии определена как «использование внешних факторов для решения долгосрочных и долгосрочных экономических целей Монголии на основе концепции устойчивого развития и содействие интеграции экономики страны в мировую экономику» [3].

   В соответствии с Концепцией внешней политики в 2016 г. в Монголии была утверждена Программа «Монгольский экспорт» («Экспортыг дэмжих үндэсний хөтөлбөр») [4]. Целью программы являются развитие экспортно-ориентированных отраслей, диверсификации структуры экспорта, повышение конкурентоспособности национальных в мире, увеличение экспорта сельхозпродукции, продукции легкой промышленности, продовольственных товаров. В рамках реализации политики по продвижению экспорта планируется снизить барьеры на пути сбыта продукции на внутреннем и международном рынках, стимулировать внешний спрос путем расширения общей тарифной системы, созданной с зарубежными странами, принять меры по развитию трансграничной свободной зоны, созданию благоприятных условий для инвесторов и увеличению иностранных инвестиций.

   Анализ правовых основы двустороннего сотрудничества между Россией, Монголии и Китаем свидетельствует об  укреплении сотрудничества: в 2009 г. уровень двусторонних отношений между РФ и Монголией был повышен с «традиционно добрососедских и партнёрских» до «стратегического партнёрства», в 2013 г.  Китай и Россия перешли к «всестороннему стратегическому партнёрству и взаимодействию», в 2014 г. уровень отношений между Китаем и Монголией также был повышен до «всесторонних стратегических партнёрских отношений» [5, 6, 7].

   Многостороннее сотрудничество России, Монголии и Китая осуществляется в рамках действующих межправительственных международных организаций: Шанхайской организации сотрудничества, форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

   Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан в 2015 г. на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции. Членами (ЕАЭС) являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Особое значение на современном этапе придается продвижению зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. 8 мая 2015 года было опубликовано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Основными направлениями сотрудничества определены: расширение торгово-инвестиционной активности, сотрудничество в развитии инфраструктуры, создание новых механизмов для повышения эффективности двухсторонней торговли и инвестиции, увеличение финансового взаимодействия, содействие сотрудничеству с другими международными организациями в регионе.

   В 2016 году между РФ, КНР и Монголией было подписано соглашение о создании экономического коридора «Монголия – Россия – Китай» с целью обеспечения условий для расширения и развития трехстороннего сотрудничества путем увязки инициативы Монголии «Степной путь», российской инициативы по созданию ЕАЭС и инициативы Китая «Один пояс, один путь», увеличения торгового оборота между тремя странами, реализации совместных проектов, направленных на обеспечение конкурентноспособности товаров и продукции, облегчение трансграничных перевозок, развитие сотрудничества в отрасли инфраструктуры, туризма, в области охраны окружающей среды, образования, таможни и карантинной системы.

   В настоящее время наиболее активно реализуется сотрудничество в области развития транспортно-логистической инфраструктуры. В 2017 г. Россия, Китай и Монголия заключили семистороннее соглашения об углублении сотрудничества в организации контейнерных поездов на маршруте Китай — Европа [8]. В рамках соглашения планируются стимулирование роста объёмов совместных перевозок, создание объектов транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение новейших технологий для сокращения времени в пути следования, усиление информационного взаимодействия в целях упрощения контрольных процедур в пунктах пропуска и сокращения времени таможенного оформления. В декабре 2016 г. между тремя странами было подписано Соглашение о международных автомобильных перевозках по сети Азиатских автомобильных дорог (ЭСКАТО) [9]. Данное соглашение предусматривает упрощение процедур визового, таможенного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля при осуществлении автомобильных грузоперевозок по экономическому коридору, что позволит сократить сроки доставки грузов.

   Развитие транспортной инфраструктуры в рамках реализации экономического коридора Китай-Монголия-Россия способно оказать значительный мультипликативный эффект для развития регионов России и Монголии, а также позволит повысить конкурентоспособность товаров из КНР в ЕС за счет более эффективного и быстрого маршрута доставки. Программа отвечает национальным интересам трёх сторон, подразумевает сопряжение стратегических инициатив развития стран (ЕАЭС, ЭПШП, «Степной путь»). Всё это создаёт благоприятные перспективы развития и  закладывает прочную основу для взаимовыгодного сотрудничества государств в трёхстороннем формате.

Литература

  1. China Going Global between ambition and capacity / China Policy – Режим доступа: https://policycn.com/wp-content/uploads/2017/05/2017-Chinas-going-global-strategy.pdf
  2. Постановление Правительства РФ №330 от 15.04.2014 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»»
  3. Концепция внешней политики Монголии – Режим доступа: http://www.mfa.gov.mn/?page_id=26263&lang=en
  4. Программа «Монгольский экспорт» – Режим доступа: http://www.legalinfo.mn/law/details/11974
  5. Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией (2009 г.)
  6. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия (2013 г.)
  7. Совместная декларация об установлении отношений комплексного стратегического партнёрства между Монголией и Китаем (2014 г.)
  8. РЖД развивают транзитный потенциал [Электронный ресурс] // Парламентская газета – Режим доступа – https://www.pnp.ru/economics/rzhd-razvivayut-tranzitnyy-potencial.html (дата обращения 03.09.2018).
  9. Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел РФ – Режим доступа – http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/multilateral_contract/-/storage-viewer/multilateral/page-5/51803 (дата обращения 03.09.2018).