Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.2:004.9

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17063

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕНЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

INTERNET OF THINGS: INNOVATIVE TECHNOLOGIES ARE CHANGING HUMANITY

Плотников Андрей Викторович, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: andreiplotnikovwork@gmail.com

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация: В статье рассмотрена концепция интернета вещей, основные понятия, предпосылки возникновения и влияние инновационных технологий на производственные и социальные сферы. Затронуто значение технологий для сферы маркетинга, ценовой политики предприятий и промышленности в целом. Освещены вопросы стандартизации и учебных программ, которые необходимы для детального изучения принципов Internet of Things и его внедрения в экономическую жизнь страны. Рассмотрены предпосылки и проблемы использования данных технологий в России, а также преимущества использования интернета вещей.

Summary: The paper considers the concept of the Internet of things, the basic concepts, the prerequisites for the emergence and impact of innovative technologies on production and social spheres. The impact of technology on marketing, pricing of enterprises and the industry as a whole is affected. The issues of standardization and training programs that are necessary for a detailed study of the principles of the Internet of Things and its introduction into the economic life of the country are covered. The background and problems of using these technologies in Russia, as well as the advantages of using the Internet of things are considered.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, интернет вещей.

Keywords: digital economy, information technology, Internet of Things.

Необходимость обработки большого количества информации привела к внедрению цифровых технологий как в сферы промышленности и бизнеса, так и в повседневную жизнь человека. Такая тенденция расширила каналы передачи данных, создав своеобразную синергию цифровой и классической форматов экономики. Сейчас наблюдается плотное взаимодействие и взаимосвязь технологий между собой: организации интегрируют с цифровыми платформами, а виртуальный мир прочно занял свои позиции в реальном мире.

Необходимость объединения технологий привела к возникновению понятия «интернет вещей» (IoT, Internet of Thins). Впервые термин был предложен К. Эштоном в 1999 году. Он выдвинул гипотезу о возможности объединения нескольких физических объектов в процессе производства с целью их взаимодействия с внешним окружением и между собой. С тотальным распространением компьютерных технологий, смартфонов, данный термин обрел глобальное понятие. Интернет вещей сегодня подразумевает не только автоматизацию и интеграцию процессов и машин, но и подключение к Всемирной Сети приборов повседневного пользования, таких, как офисных кофе-машин или холодильника в доме.

Интернет вещей делает жизнь более комфортной. Он позволяет создать динамические сети, состоящие из миллиардов звеньев, гармонично взаимодействующих между собой. Внедрение технологии в различные отрасли дает возможность экономить ресурсы производства, оптимизировать его процессы и устанавливать связь реальных объектов с виртуальными технологиями для обмена накопленной информацией.

Первой технологией, перенесшей интернет вещей в реальность, является межмашинное взаимодействие (М2М). Оно применяется в логистике, медицине, торговле, промышленных сферах, энергетике и многих других отраслях. Как подкласс технологии является взаимодействием машин между собой в сочетании с мобильными решениями. Сегодня лидерами в этой области являются компании Sprint, Vodafone, AT&T, Telstra, MTC, Мегафон и другие. В направлении дистанционного мониторинга с использованием датчиков, сенсоров, меток (RFID) технология также получила значительное развитие. С ее внедрением в производство появилась возможность оптимизировать направления логистики, производства, отслеживать рабочие процессы и хранение готовой продукции на складах, а также облегчить труд человека на этапах производства и сбыта продукции.

Однако, чем стремительнее развиваются интернет-технологии, тем шире становится понятие интернета вещей. Межмашинное взаимодействие М2М в большей степени подразумевает интеграцию машин, тогда как интернет вещей позиционируется как взаимодействие машины и человека.

В пространстве интернет для успешной коммерческой реализации решений функционируют коммерческие платформы и платформы свободного доступа. В этой области сегодня работают корпорации-гиганты (производство электронных устройств, информационных систем, программного обеспечения), такие как Intel Corporation, SAP SE, Google Inc, Microsoft, Samsung и другие. [1]

Интернет вещей активно развивается: сегодня это понятие представляет собой собирательный образ в виде тесного взаимодействия виртуального и реального миров, а не только проводное и беспроводное соединение датчиков и устройств.

Роб Ван Краненбург представил интернет вещей в виде технологии, объединяющей 4 уровня:

На базе разработки услуг и товаров интернета вещей широкое применение получил краудфандинг – объединение ресурсов и сил группы людей с помощью интернета для поддержания и финансирования разнообразных проектов, таких как «Цифровое здоровье», «Умный дом», решения для мобильного транспорта, 3D технологии и прочие.

Существенное влияние интернет вещей оказывает на маркетинговую деятельность предприятий. Создавая маркетинговые стратегии в этой нише, организации рассматривают IoT как сегмент инновационной товарной политики, задачей которой является создание новых товаров, а также придание традиционным товарам новых особенностей и функций. Это обусловлено внедрением IoT-технологий во все сферы промышленности в направлениях товар – товар, товар – человек, товар – окружающая среда.

Влияние интернета вещей на ценовую политику происходит с учетом следующих факторов:

  1. Интернет – это ценность для бизнеса. По мере его развития будут создаваться новые источники ценностей сетевых организаций.
  2. Стоимость инновационных технологий и элементов, которые обеспечивают взаимодействие товаров через интернет, будет неуклонно снижаться.  При этом возможность заявить о себе на рынке получат не только компании-гиганты, но и малые предприятия, стартапы.
  3. Новые характеристики традиционного продукта могут оказаться ценными для потребителя, что повысит его стоимость. Однако в силу широкой доступности информации неизбежно копирование удачных разработок и характеристик нового продукта. Эта тенденция повлияет на ценовую политику инновационных товаров и удержит конкуренцию на высоком уровне.
  4. Продвижение продукции и ее взаимодействие с потребителями должно осуществляться в пространстве интернет с ориентацией на молодых пользователей, использующих в качестве инструмента для получения информации мобильные устройства. [2]

Развитие данного направления привело к возникновению «умных заводов», что в большей степени позиционируется как развитие автоматизации на крупных промышленных предприятиях. Прогнозируется, что уже в течение ближайших 10-и лет предприятия ускорят внедрение инновационных технологий, произойдет дооснащение и модернизация приборов новейшими электронными аппаратными средствами, которые повысят характеристики применяемых систем.

Так как технические средства, которые используют предприятия, работают по устаревшим схемам, а системы не имеют должной технической поддержки, внедрение IoT-технологий и приложений в производственные процессы позволит организациям расширить свои функциональные возможности и продлить срок службы производственного оборудования. Снижение стоимости систем связи дает возможность предприятиям снизить издержки и хранить неограниченный объем информации гораздо дешевле, чем это было всего несколько лет назад. [3]

Не менее актуален сегодня вопрос учебных программ, которые освещают суть IoT и М2М для студентов, изучающих программы информационных и вычислительных сетей (по специальности прикладная математика и информатика). Изучение понятия «умный город» (Smart Cities) идет параллельно изучению интернета вещей, хотя данное понятие в большей степени относится к организации процессов, чем к информационным технологиям.

Программы для изучения IoT рассматривают процессы и приложения взаимодействия между машинами, а также взаимодействие приложений и устройств с точки зрения информационных технологий. В обучающем курсе изучаются четыре направления:

  • сетевые стандарты взаимодействия;
  • архитектура приложений;
  • принцип и анализ обработки данных;
  • системы хранения информации.

Курсы изучения IoT формируют в студентах такие компетенции, как понимание моделей используемых в IoT данных и умение их выбирать, ориентация в сетевых стандартах и методах обработки данных, знание моделей проектирования и взаимодействия  IoT и М2М систем. [4]

Основным фактором, способствующим глобализации рынков и производств, мировому развитию и любым бизнес-начинаниям является система стандартизации. Принятой мировой системой стандартов выступает ISO – международная организация стандартизации. Система необходима процессам, которые будут применяться массово с целью выработки одинаковых понятий и характеристик у всех участников.

Российская общественность сегодня вполне готова к локализации общепринятых международных стандартов и их практическому применению в рамках отечественных программ. Более того, такие изменения необходимы стране для развития и роста в сфере инновационных технологий. Например, Великобритания на базе стандартов внедрила мощную государственную программу, направленную на перевод направлений медицины в цифровой формат, что позволило оптимизировать основные процессы, снизить стоимость лечения и повысить качество предоставляемых услуг. Наличие стандартов позволит России использовать технологии в различных отраслях, а следование их принципам будет иметь благоприятный экономический эффект.

Росстандарт и ОАО «РВК» объявили о создании трех комитетов по разработке стандартов в России в отношении IoT, Big Data и Smart Cities. Существующие мировые организации, разрабатывающие стандарты для Всемирной Сети (W3C, OMG, OASIS, DICOM, CDISC, OGC и прочие) уже давно работают на основе соглашений с ISO и другими международными комиссиями стандартов, а все европейские объекты проектируются и строятся на основании их принципов. Данные организации состоят в долгосрочных партнерских отношениях и при необходимости могут направить ресурсы на выбранный объект. Однако в России они мало известны и не представлены, а официальные организации стандартизации, функционирующие в стране, пока мало обращают внимание на их деятельность [5].

Развитие интернета вещей станет ключом к масштабным изменениям в экономической и социальной сферах страны, поэтому России важно принимать и внедрять данные инновационные технологии. Применение систем IoT позволит снизить трудозатраты, автоматизировать производственные процессы, улучшить качество жизни, оптимизировать расходование природных ресурсов и повысить безопасность окружающей среды. Внедрение технологий поможет сгладить очевидный разрыв в социальных слоях населения, улучшить экологию и снизить фактор риска в опасных сферах промышленности.

В сфере маркетинговой деятельности интернет вещей необходим для получения точной информации о каждом продукте, для анализа товаров и оптимизации логистики. Применение технологий скажется на уровне надежности и прозрачности торговых операций и предотвратит фальсификацию товаров различного производственного назначения. [6]

Внедрение инноваций в социальные сферы поможет решить многие общественные проблемы, повысит качество медицинских услуг, расширит возможности образования и обеспечит общественную безопасность. Новаторские технологии положительно повлияют на все сферы экономики и социальной среды и откроют новые возможности для расширения человеческого капитала. А так как общественность располагает очень малым объемом информации о понятии и преимуществах технологий IoT, задачей первостепенной важности для страны является внедрение образовательных программ в обучающие учреждения.

Список литературы

  1. Щербинина М. Ю., Стефанова Н. А., Концепция интернет вещей // Креативная экономика. – 2016. – Т. 10. – № 11. – с. 1323
  2. Яненко М. Б., Яненко М. Е., Маркетинг взаимодействия в информационной экономике: проблемы и перспективы развития интернета вещей // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. – № 82. – с. 77
  3. Куприяновский В. П., Намиот Д. Е., Дрожжинов В. И., Куприяновская Ю. В., Иванов М. О., Интернет вещей на промышленных предприятиях // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 12. – с.69-78.
  4. Намиот Д. Е., Об учебных программах по Internet of Things // International Journal of Open Information Technologies. – 2015. – № 5. – с. 35-38.
  5. Куприяновский В. П., Намиот Д. Е., Куприяновский П. В., Стандартизация Умных городов, Интернета Вещей и Больших Данных // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 2. – с. 34-40.
  6. Рыжкова К. Н., Интернет вещей: технология, способная изменить мир // Инновационная наука. – 2015. – № 6-1. – с. 143-146.