Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 65.012.12

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15064

Айгумов Тимур Гаджиевич, кандидат экономических наук, доцент, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала,

Мелехин Владимир Борисович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала,

Эмирова Гури Абдурагимовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

Aygumov T.G. 915533@mail.ru

Melehin V.B. pashka1602@rambler.ru

Emirova G.A. dgtu05@mail.ru

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

MONITORING OF THE ECONOMIC ENVIRONMENT IN THE MANAGEMENT OF PRODUCTION ACTIVITIES OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Аннотация

Рассмотрены различные подходы к организации мониторинга экономической среду в строительных организациях. Показана роль и задачи мониторинга в управлении производственной деятельности строительных организаций. Приведена организационная структура службы мониторинга крупной строительной организации. Предложены методики проведения мониторинга экономической среды общего назначения и мониторинга состояния конкурентов строительной организации на различных сегментах рынка. Рассмотрена методика оценки эффективности мониторинга экономической среды для определения целесообразности его создания в строительной организации.

Summary

Various approaches to the organization of monitoring of the economic environment in construction organizations are considered. The role and tasks of monitoring in management of production activity of the construction organizations are shown. The organizational structure of monitoring service of the large construction organization is given.  The methods of monitoring the economic environment of General purpose and monitoring the state of competitors of the construction organization in different market segments are proposed. The technique of an assessment of efficiency of monitoring of the economic environment for determination of expediency of its creation in the construction organization is considered.

Ключевые слова: экономическая среда, строительная организация, мониторинг, производственная деятельность, нестабильные условия функционирования.

Keywords: economic environment, construction organization, monitoring, production activities, unstable operating conditions.

   Для эффективного управления строительной организацией (СО) требуется достоверная и своевременная информация об изменениях, происходящих в экономической среде (ЭС), которые влияют на ее производственную и хозяйственную деятельность. Одним из основных источников получения такой информации является мониторинг ЭС, основной задачей которого является оперативный сбор исходных данных, позволяющих провести комплексный экономический анализ текущей ситуации экономической среды и перспектив ее развития и на этой основе обеспечить эффективное управление производственной деятельностью СО с учетом наблюдаемых в ней позитивных и негативных факторов влияния.

   В общем случае мониторинг ЭС строительной организации может быть организован либо в виде автономной функциональной службы организационной системы управления, либо в виде подсистем, рассредоточенных по всем ее функциональным подразделениям, включая управление производственными процессами, связанными с возведением различных зданий и сооружений.

   Для небольших СО во избежание крупных расходов на проведение мониторинга ЭС целесообразно сформировать отдельное функциональное подразделение в виде аналитического центра, занимающегося исследованием изменений экономической среды и подготовкой информации для принятия решений. Основными задачами такого центра является сбор, первичная обработка, обобщение и передача информации, отражающей текущее состоянии ЭС, во все подразделения организационной системы управления в соответствии с их функциональным назначением и характером используемых для принятия решений данных.

   В крупных строительных объединениях и СО службу мониторинга экономической среды целесообразно организовать в виде распределенных по всем производственным подразделениям подсистем сбора и первичной переработки информации, которые тесно взаимодействуют между собой и с общим для них аналитическим центром на основе связей, обеспеченных корпоративной вычислительной сетью[1]. Наблюдения же за изменениями внешней составляющей ЭС, как правило, ведутся из общего аналитического центра. Кроме того, локальные подразделения могут создаваться на временной основе из работников службы мониторинга на каждом проблемном направлении с целью оперативного обеспечения функциональных подразделений СО необходимой для принятия решений информацией. Для эффективного и оперативного сбора информации каждый локальный центр при необходимости формирует посты наблюдений, например, на уровне производственных бригад СО. Организационная структура такой системы мониторинга СО приведена на рисунке.

   На рисунке показана служба мониторинга ЭС с кольцевой топологией связей между постами наблюдений, отдельными подсистемами и аналитическим центром. В этом случае для координированного взаимодействия связь одного локального поста наблюдений с удаленным от него другим постом осуществляется через смежную с ними локальную подсистему. Пунктиром показаны связи, между аналитическим центром и локальными подсистемами, действующие в случае возникновения проблем, требующих экстренного вмешательства руководства СО. Непрерывными линиями показаны постоянно действующие связи, обеспечивающие обмен информации между аналитическим центром СО и службой мониторинга экономической среды. Количество создаваемых локальных служб и постов наблюдения зависит от количества строящихся объектов и от характера динамики происходящих в ЭС изменений.

Безымянный

   Следует отметить, что локальные посты наблюдения могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе. Постоянные посты наблюдений формируются в соответствии с целями функционирования и развития СО. Временные посты наблюдений формируются при возникновении непредвиденных проблем во внутренней и внешней составляющих ЭС строительной организации. При этом, если вновь возникшая проблема носит устойчиво повторяющийся характер, то пост наблюдения формируется и функционирует на постоянной основе. В противном случае, после решения возникшей проблемы пост наблюдения расформировывается, а его работники возвращаются в свои постоянно действующие подсистемы. Такой подход обеспечивает возможность службы мониторинга адаптироваться к изменяющимся условиям ЭС.

   Следует также отметить, что топология связей между различными подсистемами мониторинга может быть самой разнообразной. Она зависит от расположения строящихся объектов и формируется согласно критерию минимизации затрат на организацию линий связи.

   Особо важную роль в повышении эффективности управления производственной деятельностью СО играет мониторинг ее производственных участков. В этой связи на первом этапе построения службы мониторинга СО целесообразно сформировать подсистему производственного мониторинга, способную обеспечить информацией процесс управления производственной деятельностью с учетом влияния на нее происходящих в ЭС изменений.

   В общем случае, под производственным мониторингом СО следует понимать организацию системы регулярных наблюдений, оценки и прогноза экономической конъюнктуры рынка товарной строительной продукции, складывающейся по стране и в ее отдельных регионах в условиях конкуренции. Это позволяет на первом этапе проанализировать современное состояние рынка строительной продукции, качественно оценить несоответствие спроса и предложения, наметить мероприятия по их устранению. Далее, накапливая данные о закономерностях, происходящих в ЭС изменений, следует оценить результативность проводимых управленческих мероприятий, связанных с адаптацией производственного процесса к нестабильным условиям ЭС. Для этого, прежде всего, в аналитическом центре необходимо обобщить и структурировать собранную информацию, и на этой основе выявить закономерности изменения ситуации ЭС, а также оценить возможности СО по адаптации к изменяющимся условиям рынка. Затем построить модель прогнозирования конъюнктуры рынка запланированной к производству продукции и количественно оценить характер и результаты влияния факторов различных срезов ЭС на эффективность производственной деятельности СО. Это, в свою очередь, позволяет оптимизировать задачу выбора наиболее эффективных управленческих и хозяйственных решений, связанных с реализацией принятого СО производственного плана.

   Таким образом, организация мониторинга предусматривает решение конкретных ситуационных задач на основе данных, характеризующих текущие состояния ЭС, получаемых из постоянных, надежных источников по заранее согласованному и однозначно понимаемому перечню показателей Безымянный, отражающих состояние СО.

   Отсюда, к основным задачам производственного мониторинга СО следует отнести [2]:

  • организацию наблюдений с целью снятия неопределенности за счет получения достоверной и объективной информации о состоянии и изменении конъюнктуры ЭС и исследование рынка сбыта готовящейся к производству готовой строительной продукции;
  • оценку уровня эффективности производственной деятельности СО и действующих на нее факторов ЭС;
  • структуризацию, оценку и проведение комплексного экономического анализа текущего состояния СО на основе полученной информации;
  • выявление причин и сопричин возникновения возмущающих факторов, негативно и позитивно действующих на строительное производство, а также на взаимодействие СО с экономическими субъектами ближайшего окружения;
  • обеспечение в установленном порядке всех функциональных и производственных подразделений полученной при проведении мониторинга информацией на всех уровнях иерархии управления деятельностью СО;
  • построение прогнозов развития различных сегментов рынка готовой строительной продукции в стране и за рубежом, а также определение основных требований потребителей на данных сегментах рынка;
  • подготовку рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций развития производства, доведение этой информации до соответствующих служб организационного управления.

   Важным является также формирование эффективной методики проведения мониторинга различных срезов ЭС. Данная методика должна быть понятной, структурированной и эффективно реализуемой соответствующими службами мониторинга СО. В общем виде такую методику проведения мониторинга различных срезов внутренней ЭС строительной организации можно представить следующим образом.

  1. Начало. Сформировать цели и задачи проводимого наблюдения и исследования ЭС.
  2. Определить границы проводимого наблюдения и исследования ЭС.
  3. Сформировать систему оценочных показателей состояния исследуемого среза внутренней среды СО.
  4. Определить желаемые значения оценочных показателей исследуемого среза внутренней среды на заданном периоде времени.
  5. Выбрать методы наблюдения, сбора, первичной обработки и оценки достоверности получаемой информации.
  6. Выполнить сбор и первичную обработку информации о состоянии наблюдаемого участка ЭС на заданном интервале времени.
  7. Провести расчеты, связанные с оценкой фактического состояния исследуемого среза внутренней ЭС строительной организации.
  8. Сравнить фактические и желаемые значения показателей исследуемого среза внутренней ЭС. Вычислить отклонения между сравниваемыми значениями одноименных показателей.
  9. Провести анализ характера наблюдаемых отклонений и определить вызвавшие их внешние и внутренние факторы ЭС (причины и сопричины, вызвавшие отклонения).
  10. Выбрать методы анализа и прогноза изменений, происходящих в исследуемом срезе внутренней ЭС.
  11. Сформировать все допустимые варианты организационно-экономических и технических мероприятий, позволяющих устранить наблюдаемые отклонения с учетом вызвавших их причин и сопричин.
  12. Провести оценку и выбор наиболее эффективных (действенных) мероприятий для устранения наблюдаемых отклонений из сформированного множества альтернатив.
  13. Провести оценку и выбор наиболее эффективных управленческих мероприятий, направленных на устранение или снижение влияния причин и сопричин ЭС, вызвавших наблюдаемые отклонения.
  14. Сформировать имитационную модель реализации выбранных мероприятий с учетом текущего состояния ЭС. Выполнить имитацию отработки выбранных мероприятий, позволяющую спрогнозировать получаемые результаты.
  15. Провести анализ получаемых результатов и проверить условие: «получаемые результаты являются удовлетворительными», если условие выполняется, то перейти к п. 17; в противном случае, перейти к п. 16.
  16. Исключить выбранный вариант управленческих воздействий из числа эффективных, перейти к п. 12.
  17. Передать в организационную систему управления рекомендации по проведению мероприятий, позволяющих устранить наблюдаемые отклонения.
  18. Провести наблюдение за выполнением выбранных мероприятий и получаемыми при этом результатами.
  19. Выполнить анализ полученных результатов.
  20. Провести анализ и проверить условие: «полученные результаты удовлетворяют сформированным прогнозам определяющим эффективное состояние строительного производства в текущих условиях ЭС», если условия выполняются, перейти к п. 25; в противном случае, перейти к п. 24.
  21. Провести корректировку реализуемых мероприятий с учетом вновь открывшихся обстоятельств, перейти к п.20.
  22. Проверить условие: «цель достигнута», если условие выполняется, перейти к п. 26; в противном случае, перейти к п. 1.
  23. Выполнять проведение штатных мероприятий по наблюдению за состоянием окружающей среды. Конец.

   Следует отметить, что пп. 12-23 в приведенной выше методике обеспечивается многошаговый выбор и корректировка рекомендуемых службой мониторинга управленческих воздействий, необходимых для устранения нежелательных изменений в исследуемом срезе внутренней ЭС строительной организации. Это позволяет устранить либо все наблюдаемые отклонения между желаемым и фактическим состоянием исследуемого среза ЭС, либо позволяет на отдельных циклах только приблизить значения сравниваемых между собой параметров состояния производственного процесса СО. Во втором случае, после проведения выбранных на текущем шаге управленческих мероприятий, полный цикл проведения мониторинга и выдачи управленческих рекомендаций повторяется до перехода исследуемого среза внутренней составляющей ЭС строительной организации в желаемое состояние.

   Согласно приведенной выше методике в процессе мониторинга и регулировки состояния требуемого среза внутренней составляющей ЭС исследуемой СО требуется сформировать прогноз результатов выполнения выбранных на текущем шаге управленческих мероприятий. Для прогнозирования изменений исследуемого среза в результате проведения выбранных управленческих мероприятий в аналитическом центре мониторинга создается база данных, включающая описание всех известных, с учетом накопленного опыта, закономерностей преобразования ситуаций ЭС. В общем случае, такая модель допустимых преобразований исследуемого среза внутренней составляющей ЭС включает множество правил вывода следующего вида:

««Фоновая ситуация ЭС» «фактическая ситуация, отражающая состояние исследуемого среза ЭС» «мероприятия, позволяющие осуществить изменение состояния исследуемого среза ЭС» «результирующая ситуация, получаемая после проведения выбранных мероприятий»».

   Фоновая ситуация ЭС включат два вектора, описывающих: оценки факторов внешней ее составляющей, которые влияют на исследуемый срез внутренней составляющей экономической среды СО и оценки показателей, определяющих желаемое состояние исследуемого среза на текущий момент времени. Фактическая ситуация представляет собой вектор оценок показателей, определяющих текущее состояние исследуемого среза ЭС. Результирующая ситуация получается в результате проведения выбранных мероприятий и определяется вектором оценок состояния исследуемого среза внутренней составляющей ЭС, получаемого после проведения выбранных на текущем шаге мероприятий в случае наблюдения заданной фоновой и фактической ситуации на исследуемом объекте.

   Следовательно, выбор всех допустимых альтернативных управленческих мероприятий осуществляется по фоновой ситуации ЭС. Затем оценивается стоимость проведения и результативность выбранных альтернатив. По данным показателям осуществляется выбор конкретных управленческих мероприятий для выполнения. После этого осуществляется имитация проведения выбранных мероприятий путем замены значений показателей в текущей ситуации на их значения в результирующей ситуации. Таким образом формируется новая текущая ситуация в исследуемом срезе внутренней составляющей ЭС, получаемая в результате проведения выбранных управленческих мероприятий. На следующем этапе выполняется сравнение вновь полученной текущей ситуации с желаемой ситуацией на исследуемом срезе внутренней составляющей ЭС строительной организации. Если в результате такого сравнения выяснится, что между вновь полученной текущей и желаемой ситуацией наблюдается меньше отклонений между сравниваемыми одноименными параметрами, чем между фактической и желаемой ситуацией, то принимается решение о целесообразности проведения выбранных управленческих мероприятий. В противном случае принимается решение о неэффективности проведения выбранных мероприятий. Если же проведенные мероприятия не позволяют устранить все наблюдаемые отклонения между целевой и фактической ситуацией, то принимается решение о переходе на следующий шаг управления.

   Следует отметить, что прежде чем приступить к непосредственному формированию службы мониторинга, необходимо провести подготовительную организационную работу, включающую следующие мероприятия [86]:

— выполнить формулировку и утверждение стратегической цели и тактических подцелей создания мониторинга;

— определить формы получения результатов наблюдений и направления их использования;

— провести выбор методов, позволяющих достичь целей исследования;

— разработать план-график проведения мониторинга выбранного среза ЭС;

— определить состав и задачи специалистов, участвующих в разработке системы мониторинга;

— организовать административный контроль над ходом работ;

— определить бюджет с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во времени;

— подготовить формы и содержание окончательного документа — отчета или пояснительной записки.

   С точки зрения экономической целесообразности при формировании службы мониторинга важно обеспечить принцип целенаправленности и избирательности входной информации, а также четкое определение границ и глубины планируемых исследований. Для этого необходимо сформировать минимально необходимую и достаточную систему оценочных показателей, позволяющую без избыточности описывать состояние исследуемого среза ЭС и влияющих на него факторов. Другими словами система мониторинга должна быть способной отфильтровывать информацию не связанную с решаемой задачей управления производственной деятельностью СО. Для этого целесообразно использовать первичные критериальные показатели, отражающие эффективность текущего состояния СО, а производные от них показатели при необходимости рассчитывать в процессе первичной обработки получаемых данных. Кроме того, для определения состава наиболее информативных показателей целесообразно воспользоваться принципами системности изучения объекта исследования, что позволяет выявить и использовать только наиболее существенные связи между всеми его составляющими.

   В этом случае информационный ресурс управления мониторингом внешней составляющей ЭС формируется на основе результатов исследования конъюнктуры рынка. При этом проведение мониторинга должно включать не только сбор информации о количественных оценках рынков строительной продукции, строительных материалов и строительной техники (объеме и структуре реализации, распределении по территориям, источникам удовлетворения), но также обеспечить получение следующей сопутствующей качественной информации:

  • сведений о воздействии на спрос потребителей строительной продукции различных социально-экономических факторов;
  • результатов анализа жизнедеятельности различных групп потребителей;
  • данных, основанных на результатах изучения динамики развития спроса и предложения во взаимосвязи с основными тенденциями и закономерностями развития определяющих их факторов ЭС.

   Перечисленные источники информации заслуживают подробного рассмотрения, так как они весьма существенно влияют на определение целей проводимого анализа и прогнозирования рынков строительной продукции, строительных материалов и строительной техники, которые, в свою очередь, определяют управление стадией подготовки строительного производства. При этом достаточно сложной и важной становится не только проблема сбора информации, но и проверка ее достоверности, а также выбор методов ее корректировки и сопоставления.

   При построении службы мониторинга в СО необходимо так же учитывать, что конечным результатом процесса планирования ее производственной деятельности является принятие эффективных управленческих решений. Они должны предусматривать реакцию СО на уже произошедшие или ожидаемые изменения в ЭС в условиях конкурентной борьбы. Другими словами эффективные управленческие и хозяйственные решения должны базироваться на оценке факторов и сил, действующих как во внутренней, так и во внешней составляющей ЭС строительной организации. Для этого руководству СО необходимо располагать своевременной информацией для оценки тех экономических, политических, социальных, юридических и научно-технических факторов, которые могут повлиять на эффективность управления производственной деятельностью и на устойчивость ее экономического положения в обозримом будущем.

   Строительная организация должна также располагать методами идентификации, сбора и анализа различных видов данных, используемых для выбора наиболее эффективной стратегии поведения СО во внешней составляющей ЭС. Кроме того, необходима система оперативной доставки информации в различные службы организационной системы управления СО для ее своевременного использования в управлении ее поведением в ЭС. Другими словами, мониторинг ЭС должен быть организован таким образом, чтобы своевременно выдавать точную и надежную информацию, являющуюся основой для принятия управленческих и хозяйственных решений.

   Важной задачей мониторинга является также обеспечение СО информацией, необходимой для организации стратегического управления поведением в нестабильной ЭС. На практике к наиболее важным классам стратегической информации обычно относят следующее[3]:

— о внешнем окружении (политическая, научно-техническая, юридическая, социальная, экономическая информация);

— о тенденциях развития внешнего окружения;

— об условиях конкуренции;

— о сильных и слабых позициях СО;

— о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем;

— об опыте прошлой деятельности;

— о текущих проблемах и возможностях;

— о риске, эффективности и адекватности проводимой стратегии развития внешним условиям ЭС.

   Таким образом, в условиях рынка при организации системы мониторинга в нее необходимо заложить возможности сбора информации и проведения разведки против конкурентов. Следовательно, проведение мониторинга ЭС должно обеспечить СО информацией о рынке, о планируемой к производству строительной продукции, об организационных особенностях и финансах и т.д.[4]

   Информация о рынке строительной продукции должна отражать[5]:

— цены, скидки, условия договоров, спецификации строительных материалов и техники, а также сведения о конкурентах и перспективах развития рынков готовой строительной продукции, строительной техники и строительных материалов;

— объемы, тенденции и прогноз потребительского спроса на производимую строительную продукцию, сведения о проводимых НИОКР и возможностях внедрения инновационных разработок;

— сведения о доле на рынке и тенденциях ее изменения, сведения о рыночной политике и планах развития;

— отношения с поставщиками строительных материалов и строительной техники, их возможности и надежность, отношения с финансовыми, налоговыми органами, лизинговыми организациями;

— сведения о потенциальных инвесторах, отношения с потребителями и сведения, необходимые для обеспечения репутации на рынке;

— сведения о каналах, политике и методах сбыта, и программе рекламы, сведения о потенциальных субподрядчиках.

   Информация о производстве продукции должна включать:

— оценку качества промежуточной и готовой строительной продукции, которую производит СО самостоятельно, а также продукции, которую производят субподрядные организации;

— номенклатуру строительных материалов, требуемых для производства запланированных работ, описание производственных технологий и имеющейся на рынке строительной техники;

— уровень текущих издержек производства и перспектив их снижения;

— производственные мощности и возможности их дальнейшего наращивания, а также имеющиеся у СО внутрипроизводственные резервы;

— размещение и размер производственных подразделений и складов;

— оценки эффективности строительного производства по всем направлениям деятельности;

— условия поставки строительных материалов, возможности проведения и программы НИОКР;

— сведения о проводимых и запланированных мероприятиях по охране окружающей среды;

— сведения о позитивно и негативно действующих на производство факторах ЭС, сведения о кадрах, охране труда и проводимой социальной политике.

   Информация об организационных особенностях и финансах [ 6]:

— определение лиц и философия лиц, принимающих ключевые решения;

— финансовые условия и перспективы их развития;

— программы расширения и приобретений, главные проблемы и возможности, а также, соответственно, условия их устранения и использования.

   Что же касается конкурентной борьбы на рынке, то собираемые данные о конкурентах в процессе проведения разведки должны отражать основные элементы их поведения на рынке и планы на будущее. Для проведения мониторинга и сбора информации о конкурентах предлагается использовать следующую методику:

  1. Начало. Сформировать список потенциальных конкурентов на различных сегментах рынка строительной продукции.
  2. Определить во внешней составляющей ЭС границы проводимого исследования, с уточнением перечня данных, которые необходимо получить о конкурентах, в том числе и данных конфиденциального характера.
  3. Определить цели и задачи проводимого исследования, например, выбор стратегии развития с учетом конкурентных условий на рынке, оценка возможностей расширения собственной ниши на рынке и т.п.
  4. Сформировать план проведения исследования и мобилизовать имеющиеся ресурсы.
  5. Проверить условие: «имеющихся ресурсов достаточно для проведения запланированных исследований», если условие выполняется, перейти к п. 6; в противном случае, сократить объем проводимых исследований, перейти к п. 4.
  6. Определить наиболее значимые данные, которые следует получить в результате проводимых исследований.
  7. Провести мониторинг конкурентов и контроль над процессом сбора необходимых данных.
  8. Выполнить оценку достоверности результатов проведенного исследования: если достоверность полученных результатов является удовлетворительной, перейти к п. 10, в противном случае, перейти к п. 9.
  9. Выбрать и провести мероприятия, позволяющие повысить достоверность проводимого исследования, перейти к п.2.
  10. Провести обработку полученных данных, сформировать в виде отдельных массивов конфиденциальную информацию.
  11. Провести анализ полученных данных.
  12. Сформировать рекомендации по поведению на рынке.
  13. Передать информацию в заинтересованные в ней службы, организационную систему управления и руководству СО. Конец.

   Оценку целесообразности формирования в СО службы мониторинга можно провести путем расчета эффективности () с той или иной полнотой проводимых исследований опосредствованным образом через повышение эффективности принятия управленческих и хозяйственных решений за счет снятой неопределенности, пополнив имеющиеся у строительной организации сведения о закономерностях ЭС. В этом случае для оценки эффективности формируемой системы мониторинга можно воспользоваться следующим выражением:

Безымянный

где ΔП – запланированное приращение прибыли, получаемое СО в результате повышения эффективности принятия решений после внедрения в ней службы проведения мониторинга, которое равно: ΔП = Попр – Ппр;

Попр – прибыль, получаемая СО за счет принятия эффективных управленческих решений, после снятия неопределенности и повышения уровня наблюдаемости событий, происходящих в ЭС в результате внедрения службы мониторинга;

Ппр – прибыль, получаемая СО до внедрения на ней службы мониторинга;

Р – поправка на риски, связанные с недополучением запланированной прибыли (вероятность того, что будет получена дополнительно запланированная прибыль после внедрения службы проведения мониторинга);

Зм – затраты, связанные с внедрением в СО службы проведения мониторинга ЭС, которые зависят от ее функциональных возможностей, глубины и объемов проводимых исследований, которые может обеспечить внедряемая система.

   Причем приращение прибыли ΔП, получаемое после внедрения в СО службы мониторинга, в основном образуется за счет снижения издержек в результате оптимально сбалансированного ввода факторов в производство, роста объемов производства и сбалансированности объемов выпуска готовой продукции в соответствии с рыночным спросом, а также получение максимально возможной прибыли за счет оптимального распределения ресурсов между различными видами внедряемой в производство конечной строительной продукции с учетом ее рентабельности и потребительского спроса на эту продукцию.

   В заключение следует отметить, что создание службы мониторинга в крупных СО позволяет обеспечить требуемый уровень наблюдаемости ЭС и управляемости производственного процесса [7] за счет снижения уровня неопределенности, возникающей в процессе принятия решений за счет недостаточной информации о закономерностях экономической среды и тенденциях их дальнейшего развития.

Литература

  1. Мелехин В.Б., Исмаилова Ш.Т. Сетевые организационные структуры управления строительным предприятием //Экономика строительства. 2004. №7. С.15-26.
  2. Гордеев О.И., Гордеев С.О. Развитие промышленности региона в условиях перехода к подъему экономики: стратегия, политика средства обеспечения. –СПб.: НПК «РОСТ», 2007. 365 с.
  3. Попов С.А. Стратегическое управление. -М.: ИНФРА-М. 1999. 344 с.
  4. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. / Под ред. Л.В. Ивановского, В.Е. Рохчина – СПб.: ИСЭП РАН, 1998. 274 с.
  5. Внешняя среда и стратегическое управление [No date] Положение Организации как Взаимодействие Системы и Среды. [Online]. Available: http://himtek.yaroslavl.ru/interes, 1991.
  6. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 141 с.
  7. Мелехин В.Б., Курбанов И.М. Эффективное управление поведением строительного предприятия в нестабильном окружении и оценка затрат на его обеспечение // Науковедение (электронный научный журнал). 2014. №1. Режим доступа: http: // naukovedenie. Ru, свободный. 14 с.