Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 640.6

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15056

Левшина Виолетта Витальевна, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск,

Гатина Люция Саетовна, аспиарант, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Levshina V.V., vlevshina11@mail.ru

Gatina L.S., gatinalutsiya@mail.ru

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE public utility ORGANIZATIONS

Аннотация

В статье на базе части 1 BS 6143 «Модель затрат на процесс» дается метод применения затрат на качество к процессам обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства. Признается важность измерения процесса и владения процессом. Категории затрат на качество представлены как затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия. Это служит упрощению классификации.

Summary

The article on the basis of part 1 of BS 6143 “Process Cost Model” provides a method for applying quality costs to the processes of the serving organization of a housing and public utility. The importance of process measurement and process ownership is recognized. Quality cost categories are presented as compliance costs and costs due to non-compliance. This serves to simplify the classification.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, услуги, качество, эффективность, обеспечение качества услуг

Keywords: public utility, services, quality, efficiency, ensuring the quality of services

   В ГОСТ Р ИСО 9001-2015 п. 8.4 «Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками» отмечается, что организация должна обеспечить соответствие процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, требовани-ям.

   В ходе все более прочного утверждения принципов обеспечения качества и всеобщего управле-ния на основе качества (TQM) стало ясно, что любая деловая активность определяется процессами, а следовательно, необходимо построить модель стоимости, учитывающую все процессы, из которых она складывается. Это представление находится в русле философии TQM, которая требует руководства процессами, а не просто результатами на выходе.

   Данный принцип, кажущийся простым, но на самом деле фундаментальный, должен быть как следует усвоен, так как без этого нельзя понять смысл модели стоимости процесса.

   Модель стоимости процесса выделяет из затрат, связанных с качеством, две группы:

  1. Конформные (необходимые) затраты – затраты на выполнение процесса с эффективностью 100%. Это не означает, что процесс может быть эффективным или даже необходимым, но имеется в виду, что при осуществлении процесса установленным путем он не может быть выполнен с меньшими затратами. Таким образом, конформные затраты – это минимальные затраты при выполнении процесса в соответствии с имеющимися техническими условиями;
  2. Неконформные (дополнительные, лишние) затраты – затраты, обусловленные неэффективным выполнением процесса, например из-за перерасхода ресурсов или излишних расходов на рабочую силу, материалы, оборудование, энергию и т. п., что обусловлено неправильными входами, допущенными ошибками, отвергнутыми выходами и другими потерями. Т. е. это дополнительные, лишние расходы, связанные с возрастанием стоимости процесса при его неудачном осуществлении.

   В подобной модели очень важно идентифицировать владельца процесса, поскольку он отвечает за его эффективность, контролирует процесс и способен вносить в него изменения, которые отражаются на конформных затратах и неконформных затратах.

   Такая же модель может строиться для любого процесса внутри организации.

   После идентификации мероприятий их разделяют на категории по признаку:

– конформные затраты;

– неконформные затраты.

   В таблице 1 приведен типовой отчет о стоимости процесса, связанного с достижением соответствия (конформные затраты), обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства, как пример классификации затрат на выполнение основных мероприятий обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства, который может быть использован в случае применения модели стоимости процесса.

   После того, как будут классифицированы мероприятия, следующим этапом является определение ассигнований исходя из финансовых отчетов. В случае, если таковые отсутствуют, то следует определить расчетные (искусственные) затраты, для того чтобы составить отчет о стоимости процесса. Для повышения качества услуг обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства необходимо улучшить качество процессов внешнего благоустройства, текущего и капитального ремонтов [1].

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Безымянный

   Исходя из этого, целесообразно рассмотреть сметный расчет на ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения многоквартирного дома на основании дефектной ведомости. Возможный пример типового отчета о стоимости процесса, связанного с отсутствием соответствия (неконформные затраты), обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства приведен в таблице 2.

Безымянный

Безымянный

   Основной задачей такого представления данных является то, что после идентификации и определении затрат на процесс появляется возможность его контроля и постоянного улучшения. Обе категории затрат позволяют добиваться улучшений.

   На основе отчета о затратах создается программа мероприятий по улучшению деятельности. Сравнение двух категорий затрат покажет, какой из них отдать приоритет.

   Осуществляя улучшения в целях экономии, придем к изменению соотношения конформных и неконформных затрат.

   После введения в практику организации модель стоимости процесса используется для составления регулярных отчетов о работе.

   Владелец процесса должен периодически осуществлять улучшения процесса с привлечением для этого отдельных сотрудников или создавая для этого команды (бригады) и контролировать результаты работы организации по изменению конечных затрат.

   Согласно рассматриваемой нами модели затрат на процесс эффективность процесса можно выразить через формулу:

Безымянный

где Эфп – эффективность процесса, %;

Зс – затраты на соответствие процесса, руб.;

Зн – затраты на несоответствие процесса, руб.

Безымянный

   Подводя итог рассмотрению проблемы, можно согласиться с выводом, что эффективность 68,31% означает, что обслуживающая организация жилищно-коммунального хозяйства теряет более 30% от стоимости процесса в результате работ субподрядной организации.

Литература

  1. Британский стандарт BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества». Часть 1. «Модель затрат на процесс». – М. : НТК «Трек», 2000. – 28 с.
  2. Гатина, Л. С. Выявление резервов повышения качества услуг обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства путем применения технологии структурирования функций качества [Текст] / Л. С. Гатина, В. В. Левшина // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 8 (1). – С. 1064-1068.
  3. Левшина, В. В. Применение стандартов ИСО серии 9000 [Текст] / В. В. Левшина. – Красноярск : Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2017. – 171 с.
  4. Тваури, Р. Г. Повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / Р. Г. Тваури, Е. Г. Чмышенко//Вестник ОГУ. -2014. -№ 8 (169). -С. 37-42 
  5. Седаков Дмитрий Александрович Развитие жилищно-коммунального хозяйства: зарубежный опыт // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2015. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 04.12.2018).
  6. Акифьева Лариса Владимировна, Шамина Наталья Александровна Отечественная практика повышения качества жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2014. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-praktika-povysheniya-kachestva-zhilischno-kommunalnyh-uslug (дата обращения: 04.12.2018).