Московский экономический журнал 4/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 378.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14006

Наталья Викторовна Просвирина,

ассистент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Алексей Иванович Тихонов,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Natalya V. Prosvirina,

assistant to department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university)

Alexey I. Tikhonov,

Candidate of Technical Sciences, associate professor, head of the department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university)

Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах

The analysis of features of realization of innovative models of development in higher education institutions

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции в образовании, связанные с инновационным развитием вузов; изучены перспективные методы, используемые в инновационном образовательном процессе; приведена сравнительная характеристика традиционной и инновационной образовательных программ. По итогам исследования были сделаны выводы о перспективах развития вузов, реализующих инновационные образовательные программы, которые способны дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики.

Ключевые слова: инновационная деятельность, модель образования, инновационное развитие вузов, инновационная образовательная программа, инновационный потенциал научной школы.

Summary. The article discusses current trends in education related to the innovative development of universities; studied promising methods used in the innovative educational process; the comparative characteristic of traditional and innovative educational programs is given.  According to the results of the study, conclusions were made about the prospects for the development of universities that implement innovative educational programs that can give impetus to active innovation in the field of education, science, technology, culture, art, management, politics.

Keywords: innovation activity, model of education, innovative development of universities, innovative educational program, innovative potential of a scientific school.

   Необходимость перехода России на инновационный путь развития национальной экономики требует детального изучения принципов формирования инновационной среды в экономических системах.

   Инновационный путь развития предполагает наличие не только четких целей, но и условий для их достижения. К таким условиям можно отнести:

  • гибкость организации, способной оперативно создавать временные структуры с требуемыми функциями под реализацию конкретного проекта (проектная внутри- и межфирменная интеграция, например, через временные трудовые коллективы) с четко поставленной, достижимой и легко контролируемой целью;
  • сочетание централизованного (иерархического) управления с децентрализованной горизонтальной (сетевой) самоорганизацией. При этом весьма важно соблюсти оптимальные пропорции между «свободой» и «необходимостью» деятельности сотрудников организации.
  • наличие достаточных ресурсов для разработки инновации, ее экспертизы, апробации и внедрения;
  • информированность персонала о проблемах организации, высокое взаимное доверие и мотивированность (в том числе посредством материального и морального стимулирования) деятельности исполнителей;
  • высокая культура организации и высокий образовательный уровень ее персонала, наличие условий для роста и совершенствования сотрудников, непрерывное повышение их профессионального и общего уровня развития.

   Так как в инновационной экономике конечным результатом реализации образовательной программы должно стать «производство» специалистов, способных генерировать и реализовывать инновационные идеи, и учитывая определение понятия «инновация», то под инновационным образованием целесообразно понимать процесс формирования способного к инновационной деятельности специалиста. Он основывается на использовании новых методов, средств и технологий воспитания и обучения, позволяющих это формирование реализовать с минимизацией затрат природных ресурсов.

   Современные тенденции в образовании связаны с реализацией личностно-ориентированного, активно-деятельностного, нацеленного на формирование необходимой совокупности компетентностей, подхода. Идея такой ориентации – сама по себе инновация. Потому инновационными должны быть во многом методы и средства ее реализации. Большое значение приобретает не только стимуляция самостоятельной познавательной деятельности, но и активизация эмоционально-личностной сферы, ориентация на интегрированные, межпредметные курсы, наделение обучающегося большими возможностями по свободному выбору предметов, изменению роли преподавателя и др. Отметим, что вопросы инновационного развития современного образования сегодня активно исследуются в диссертационных работах [1].

   Значимость инновационного потенциала высшего учебного заведения в современных рыночных условиях постоянно возрастает. Новые научные знания, высококвалифицированные специалисты как основные составляющие инновационной экономики являются объектом особого внимания государства. Вуз сегодня – это не только организация, выполняющая функцию сохранения культурно-образовательного национального потенциала, повышения уровня образованности населения и научно-технического развития страны, воспроизводства накопленных знаний и опыта поколений, но и субъект экономики, товаропроизводитель интеллектуального продукта и образовательных услуг. Сегодня реформирование российской системы высшего образования обусловило необходимость в создании на базе вузов центров инновационно-образовательной деятельности. Их задачей является использование научно-инновационного потенциала вуза для развития экономики и решения социальных задач государства [3].

   Основные инновационные изменения, направленные на повышение качества и конкурентоспособности высшего образования, связаны с развитием технологий обучения и материально-технической инфраструктуры на основе интеграции фундаментальной и междисциплинарной подготовки с широким применением компьютерных технологий на всех стадиях образовательного процесса; развитием инфраструктуры организационной, финансовой и технологической поддержки в области учебной и научной деятельности, международного академического сотрудничества; ускорением коммерциализации научно-технических разработок; реализацией индивидуальных образовательных траекторий в системе непрерывного профессионального образования; использованием современных методов организации учебного процесса в рамках тенденций Болонского процесса (многоуровневость, кредитно-модульная система, компетентностный подход и др.).

   В таблице 1 перечислены инновационные задачи высшего образования и особенности их решения [1].

Безымянный

   Отличительные особенности инновационной и традиционной образовательной программы вуза приведены в таблице 2 [1].

Безымянный

Безымянный

   Подготовка и реализация инновационной образовательной программы представляют собой сложную задачу, поскольку инновации не могут (и не должны) отменить традиционные, проверенные веками методы обучения. Они должны органично встроиться в существующую модель образования.

   Инновационная деятельность вуза включает в себя комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, реализация которых приводит к инновационным результатам. Основными показателями эффективности работы университета в инновационной сфере могут являться: реализация проектов коммерциализации и вывода на рынок инновационных продуктов; участие аспирантов, студентов, научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов, в организации инновационной деятельности; наличие инфраструктуры, создание на базе университета инновационных предприятий, обеспечивающих эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий, подготовку квалифицированных кадров в области инновационного и технологического менеджмента; количество семинаров повышения квалификации для менеджеров в инновационной сфере; количество экспонатов, представленных на инновационных выставках различных уровней; количество поданных заявок на патентование, полученных патентов, реализованных патентов, ноу-хау, полученных медалей и иных объектов интеллектуальной собственности; участие университета как базового вуза в экспертизе проектов инновационных конкурсов; разработка и издание учебно-методических пособий, учебников по инновационному и технологическому менеджменту [3].

   Формирование и реализация инновационной образовательной программы опираются на комплекс инновационных педагогических методов и технологий. В таблице 3 показаны перспективные методы, используемые в инновационном образовательном процессе.

Безымянный

   Реализация инновационных образовательных программ предусматривает полный инновационный цикл инженерных, экономических, социально-гуманитарных решений. В настоящее время свою эффективность доказала межотраслевая интеграция образования, науки, бизнеса и производства. Она дает возможность всем обучающимся разных уровней образовательной системы выполнять наряду с фундаментальными, поисковыми и прикладными научными исследованиями свои опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их тиражирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов и обеспечивать передачу готовой продукции потребителю. Поэтому инновационная образовательная программа имеет два направления, во-первых, это подготовка кадров, задействованных в инновационной деятельности предприятий, а, во-вторых, стимулирование инновационной деятельности самого вуза, то есть является системообразующим фактором, интегрирующим образовательные процессы и научный поиск. Для эффективной реализации такого рода программ в учебном заведении необходимо иметь соответствующий кадровый, информационно-методический и материально-технический потенциалы, а инвестирование средств в указанные направления развития вуза, реализующего инновационные образовательные программы, способно дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики и т.д.

Список литературы

  1. Самохвалова С.М. Оценка эффективности инвестирования инновационных образовательных программ вуза. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. — Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, 2006;
  2. Зинина О.В. Инструменты оценки эффективности инвестиций в инновационные образовательные программы. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. – Красноярский государственный аграрный университет, 2008.
  3. Калугина Т.А., Ложенко Н.О. Инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управление // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. С. 222-226
  4. Жданова Д.С., Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Программа тренингов личной эффективности как важная составляющая подготовки студентов// Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С.1056-1060.
  5. Тихонов А.И., Новиков С.В. Институциональные аспекты государственной кадровой политики в России// Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 2. С. 25-32.
  6. Тихонов А.И., Строев В.В. Новые подходы к подготовке инженерно-управленческого персонала // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 12. С. 28-32.