Московский экономический журнал 4/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 338.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14041

Вильдан Рашидович Бурханов,     

Аспирант кафедры Экономика аэрокосмической промышленности

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный

исследовательский университет)», e-mail: burweel@yandex.ru

Vildan R. Burkhanov,

Graduate student of the Economy of the Space Industry department Moscow Aviation Institute (National Research University)

Исследование зависимости стоимости пуска ракеты-носителя от массы полезного груза

Research of relation of space vehicle cost by mass of spacecraft

Аннотация

В данной работе рассматривается метод исследования экономических показателей космической системы на основе ее характеристических свойств. Разработанная методика и результаты были получены с помощью математического моделирования. Приводятся исходные данные, методика, а также результаты расчета. По результатам расчета проведен анализ и приведены рекомендации к использованию.

Ключевые слова: экономическая эффективность, аппроксимация, метод Ньютона

Annotation

In this article presents method of research economic mark of space transport system based on her characteristic parameters. Developed method and results received with method of math modeling. There given initial data, method and results of computation. There are analysis of results and given recommendations to use.

Keywords: Economic efficiency, approximation, Newton’s method.

Введение

   Определение стоимости пуска является важной и сложной задачей.

   Стоимость пуска, отнесенная к массе полезного груза, обычно применяется в качестве критерия при проведении проектного анализа ракеты-носителя [1].

   Калькуляционный метод расчета стоимости позволяет с достаточной точностью рассчитать стоимость пуска, однако создание расчетной модели требует большого количества времени и полной информации о космической транспортной системе.

   Статистический метод позволяет рассчитать стоимость исследуемой космической транспортной системы, основываясь на параметрах аналогов.

   Затраты, необходимые для разработки и эксплуатации космической транспортной системы, зависят от большого количества факторов. Соответственно, стоимость пуска (с некоторыми допущениями), а вместе с ней и эффективность, зависит от следующих параметров:

  • Стартовая масса носителя – определяет энерго-массовые характеристики носителя, в том числе, от нее зависит облик космического комплекса и, конечном счете, затраты на производство и эксплуатацию космического комплекса.
  • Степень сложности носителя при изготовлении и эксплуатации – определяет затраты на заработную плату персонала, затраты на материальную часть, производство, работу предприятий в кооперации и т.д.
  • Тип топлива – определяет сложность эксплуатации и структуру обслуживающей инфраструктуры;
  • Место старта – характеризует диапазон опорных орбит и затраты топлива на орбитальное маневрирование;
  • Макроэкономические показатели – определяют стоимость кредита, индексы цен при работе по госзаказу, ставку дисконтирования в коммерческих проектах и т.п.;
  • Производительность труда, сложность разработки и изготовления и т.д. определяется технологическими факторами;
  • Прочее.

   Каждый из этих показателей влияет на стоимость, для оценки зависимости изменения стоимости от факторов строится математическая модель, которая позволяет исследовать свойства транспортной системы. Построение математической модели проводится с помощью методов аппроксимации [2].

   В данном примере использованы два параметра космической транспортной системы: масса выводимого груза и стоимость пуска.

Исходные данные

   В качестве исходных данных использован каталог носителей космических аппаратов [3]. Таблица представлена в приложении А. В качестве исходных данных принимается каталог носителей, находящихся в эксплуатации и позволяющих выводить полезный груз на низкую опорную орбиту массой до 10 тонн.

   Данный массив исходных данных представлен на графике, изображенном на рисунке 1.1, по оси абсцисс расположена масса полезного груза, выводимого носителем, по оси ординат – стоимость пуска носителя.

Безымянный

   Для дальнейшей обработки необходимо разделить стоимость пуска на массу выводимого полезного груза. График удельной стоимости пуска представлен на рисунке 1.2.

Безымянный

Методика расчета

   Отсортированный массив значений массы полезного груза содержит 57 значений и обозначен x. Массив соответствующих значений стоимости пуска и удельной стоимости пуска обозначены через y.

   Функция стоимости от массы представлена в виде степенной функции (1):

Безымянный

где A, Безымянный – некоторые коэффициенты.

   Функция удельной стоимости от массы представлена в виде степенной функции (2):

Безымянный

где B, Безымянный – некоторые коэффициенты.

   Для отыскания указанных коэффициентов необходимо решить две системы уравнений (для A, Безымянный  — систему (3), B, Безымянный — систему (4)).

Безымянный

с точностью до третьего знака после запятой.

Квадратичная ошибка для двух систем уравнений равна:

Безымянный

Аппроксимирующая зависимость удельной стоимости от массы полезного груза имеет меньшую погрешность R2, чем зависимость стоимости от массы ПГ, следовательно, зависимость удельной стоимости пуска от массы ПГ является более предпочтительной.

Зависимость удельной стоимости пуска от массы полезного груза примет вид:

Безымянный

где масса полезного груза указана в килограммах, стоимость пуска – в тыс. длр.

   На рисунке 1.3 построена зависимость стоимости пуска от массы полезного груза для данной выборки в логарифмическом масштабе.

Безымянный

Выводы

   В результате работы получена зависимость стоимости пуска от стартовой массы носителя. Данная методика позволяет:

  • расширить инструментарий для исследования рынка. Согласно результатам, можно сделать вывод что образцы техники, расположенные выше аппроксимирующей функции, имеют неблагоприятное сочетание стоимости пуска и массы выводимого полезного груза. Образцы, расположенные ниже графика, имеют возможность увеличения доли в рынке пусковых услуг или возможность получения дополнительных доходов, с учетом конъектуры рынка.
  • определить свойства разрабатываемого вновь изделия. При создании вновь ракеты-носителя необходимо добиваться конкурентных преимуществ, которые позволят выйти на рынок пусковых услуг.
  • позволяет исследовать другие характеристики носителей по аналогии, например, привлекательность того или иного носителя для заказчика по критерию надежности, времени от подписания контракта до пуска и т.д.

Приложение А. Исходные данные для расчета

   В таблице А.1 представлены ракеты-носители с выводимой массой полезного груза до 10 тонн.

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Список литературы

  1. Алифанов О.М., Андреев А.Н., Гущин В.Н. и др.; Под ред. Алифанова О.М.Баллистические ракеты и ракеты-носители[ Текст] / – М. : ООО «Дрофа», 2004. – 512, с. : ил. . – 2000 экз. – ISBN 5-7107-7086-8.
  2. Пирумов У.Г.Численные методы[ Текст] / – М. : Издательство МАИ, 1998. – 188, с. : ил. . – ISBN 5-7035-2190-4.
  3. http://ecoruspace.me/[ Электронный ресурс] / Дата обращения 12.05.2018.
  4. Володин С.В., Корунов С.С. Менеджмент аэрокосмических программ: инженерно-экономический подход. М., Доброе слово, 2014.
  5. Konovalov V.B., Tikhonov A.I., Fursov V.A., Sogacheva O.V., Pyanova N.V. Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. №12. С. 171-182.
  6. Kulikova N.N., Smolentsev V.M., Tikhonov A.I., Kireev V.S., Dikareva V.A. Planning of technological development of new products and its impact on the economic performance of the enterprise // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. №8Special Issue. С. 213-219.