Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

 1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11063

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТУДЕНТОВ

 THE COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF MANIFESTATION OF THE STRESS AT TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND STUDENTS

Краев Юрий Валериевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой Физического воспитания,Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, e-mail: yury.kraev@mail.ru

Тарабрина Наталья Юрьевна, кандидат биологических наук,  доцент кафедры Физического воспитания, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, e-mail: nata-tarabrina@mail.ru

Krayev Yury V., Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Physical Training, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tarabrina Natalya Y., Candidate of Biological Sciences,Associate Professor of the Department of Physical Training, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация: В работе представлен комплексный психологический анализ выраженности стресса у преподавателей физической культуры (ФК) и студентов. Оценку производили по результатам функциональных проб и психологических опросников. Показано, что преподаватели и студенты имеют разную психофизиологическую картину переживания стресса. Для преподавателей в большей степени характерна «депрессивная» (на фоне эмоционального выгорания), а для студентов – неврастеническая (на фоне переутомления и тревоги) картина переживания стресса.

 Summary: In work the complex psychological analysis of severity of a stress at teachers of the physical culture (PC) and students is submitted. Assessment was made by results of functional tests and psychological questionnaires. It is shown that teachers and students have a different psychophysiological picture of experience of a stress. Of teachers it is more characteristic “depressive” (against the background of emotional burning out), and of students – neurotic (against the background of overfatigue and alarm) a picture of experience of a stress.

Ключевые слова: стресс, преподаватели физической культуры, студенты, психология, поведение.

Keywords: stress, teachers of physical culture, students, psychology, behavior.

Введение

В последнее время в рамках тенденции гуманизации отечественной системы образования усилилось внимание к психологическому благополучию участников образовательного процесса, среди которых наиболее важными являются преподаватели и студенты. В последние годы в нашей стране, также как и за рубежом, все чаще говорят о синдроме «Профессионального выгорания» [4].

«Профессиональное выгорание» – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» [4,9,11].

Профессиональному выгоранию наиболее подвержены люди, которые в силу профессии вынуждены много и интенсивно общаться с людьми: руководители, менеджеры, педагоги. Педагогическая деятельность преподавателя ФК насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования [3,6,7].

Профессионализм преподавателя ФК, с одной стороны, зависит от опыта и стажа работы, с другой, большие душевные и эмоциональные затраты при работе со студентами могут стать причиной возникновения синдрома «профессионального выгорания» [3,6,7].

Известно, что студенческий труд в своей основе – умственный вид деятельности. Он связан с приемом и переработкой информации, и возможен лишь при постоянном напряжения памяти, концентрации и устойчивости внимания, восприятии и глубоком осознании новых знаний и умений в системе частых стрессовых ситуаций многоуровнего (от текущего, сессионного, ректорского, министерского и вплоть до государственного (ГЭК) контроля. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% студентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. До трети студентов недосыпают, постоянно испытывают дефицит свободного времени, мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени находятся в состоянии относительной гипокинезии. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23% [1,5,8]. Результативность студенческого труда (кроме многого прочего: одаренности, профессиональной ориентации, коммуникабельности, материальных и бытовых условий, состояния здоровья и пр.) в существенной мере определяется динамикой индивидуального психофизиологического состояния [5,7,10].

Цель – проанализировать и сравнить особенности проявления стресса у преподавателей ФК и студентов.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 50 преподавателей ФК разного пола, возраста и стажа работы (работающих в различных вузах Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве группы сравнения были выбраны студенты тех же вузов, в количестве 156 человек (разного пола и курсов обучения).

Применялась методика «Симптомы стресса» С.М. Шингаева [6], представляющая собой анкету шкального типа с перечнем симптомов стресса, степень выраженности которых предлагается оценить по 10-балльной шкале (от 0 до 10).

Расчеты полученных в работе данных проводились с использованием программы «STATISTICA – 8.0» (StatSoft, Inc. (2007) STATISTICA (data analysis software system), version 8.0. www.statsoft.com). Для проверки нулевой гипотезы об отсутствии различий двух связанных групп с нормально распределенным признаком вначале использовали процедуры однофакторного дисперсионного анализа повторных наблюдений (Repeated Measures ANOVA). Далее проверяли нормальность распределения разности между значениями признака для парного критерия Стьюдента и условие сферичности для дисперсионного анализа повторных наблюдений. Затем, в случаях принятия альтернативной статистической гипотезы, проводили парное сравнение групп с использованием параметрического теста Стьюдента. Для расчета корреляций использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r). Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимался равным 0.05, однако рассматривались как приближающиеся к достоверным и результаты, доверительная вероятность которых составила 91-95%.

Результаты и их обсуждение

Анализ полученных результатов показал, что как для преподавателей, так и для студентов характерен относительно невысокий уровень стресса.

Наиболее существенными проявлениями стресса у преподавателей ФК являются: переедание вследствие неприятных переживаний, подавленное настроение, чрезмерно сильная и быстрая смена настроения, чувство усталости, проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы (таб.1).

Безымянный

Наименее характерными для преподавателей являются следующие симптомы стресса: стойкие головные боли, мигрень, сексуальные проблемы, сильная зависимость от лекарственных средств.

Корреляционный анализ показал, что, судя по количеству взаимосвязей с другими показателями, системообразующими в данной выборке являются показатели подавленного настроения (7 связей), неспособность чувствовать симпатию к другим людям (7 связей) и нарушение сна (5 связей).

Следовательно, для преподавателей ФК наиболее характерна несколько депрессивная симптоматика, основной причиной которой является некоторая степень «профессионального выгорания».

У студентов выявлена своя, специфичная относительно преподавателей, картина переживания стресса. У них наиболее ярко выражены следующие признаки стресса: чувство усталости, немотивированное беспокойство по разным поводам, невозможность сосредоточить внимание на работе, подавленное настроение, ухудшение показателей работы в динамике рабочего дня. Полученные данные согласуются с мнением ряда авторов [7,9] которые подчеркивают, что возрастающие информационные потоки, интенсификация нагрузок не всегда адекватны физиологическим возможностям молодого организма, что приводит в конечном итоге к возникновению и развитию заболеваний у студентов. Этому способствует снижение показателей физического здоровья выпускников школы, значительное психоэмоциональное напряжение, нарушения режима труда и отдыха, вредные привычки.

Наиболее слабыми являются симптомы: нарушение аппетита и пищеварения, боли в области живота, злоупотребление курением, увеличение потребления алкоголя, сильная зависимость от лекарственных средств.

Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми в общей структуре переживания стресса являются немотивированное беспокойство по разным поводам (тревога, 7 связей), повышенная раздражительность (6 связей) и чувство усталости (5 связей). Таким образом, для студентов характерная неврастеническая (соответствующая стадии «раздражительной слабости») картина стресса на фоне значительного переутомления.

Сравнительный анализ показал, что более выраженная симптоматика стресса характерна для студентов. Обнаружено ряд достоверных различий: причем «в пользу студентов» – лишь одно (преподаватели более склонны к «заеданию» своих эмоциональных проблем; р≤0,01). В то же время, у преподавателей на 99% уровне достоверности ниже выраженность показателей: стойкие головные боли, мигрень, невозможность сосредоточить внимание на работе, немотивированное беспокойство по разным поводам, чувство усталости, ухудшение показателей работы. Также на 95% уровне достоверности преподаватели меньше отмечают у себя: нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы организма, нарушения сна, сексуальные проблемы, подавленное настроение.

Выводы

  1. Результаты исследования показали, что преподаватели ФК характеризуются спецификой проявления стресса по отношению к студентам.
  2. Преподаватели ФК относятся к группе, наиболее подверженной синдрому «профессионального выгорания», и требуют более осознанного контроля со стороны самих специалистов и администрации образовательного учреждения в соблюдении профилактических мер.
  3. Определено, что для преподавателей в большей степени характерна «депрессивная» (на фоне эмоционального выгорания), а для студентов – неврастеническая (на фоне переутомления и тревоги) картина переживания стресса.

Литература

  1. Аверина А.О., Федосеева В.И. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 8-12.
  2. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2005. – 18 с.
  3. Гончарова А.Ю. Причины возникновения стресса у студентов медицинского университета // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследовании: сборник материалов ХХIV международной студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2017. – № 13(24). – С. 28-32.
  4. Краев Ю.В. Отношение преподавателей физической культуры к своей профессиональной деятельности // Экономика и предпринимательство, 2018. –№ 6 (95). – С. 872-874.
  5. Киселева Е.В., Акутина С.П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. – 2017. – № 6. – С. 417-419.
  6. Солдатова Г.В., Шингаев С.М. Профилактика профессиональных деформаций педагогов: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 150 с.
  7. Садовская Ю.Я., Голубова Т.Н., Тарабрина Н.Ю. Динамика психофизиологических функций у студентов в процессе обучения // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2006. – № 1. – С. 135-138.
  8. Тарабрина Н.Ю. Оценка эффективности ритмической гимнастики в коррекции функционального состояния студентов с избыточным весом // Культура физическая и здоровье, 2017. – № 1 (61). – С. 100-102.
  9. Тарабрина Н.Ю. Психофизиологическая оценка здоровья студентов-юристов // Теория и практика физической культуры, 2015. – № 1. – С. 52-54.
  10. Тарабрина Н.Ю., Краев Ю.В. Психофизиологическая оценка чувства времени у футбольных арбитров различной квалификации // Наука и спорт: современные тенденции, 2018. – Т. 21. – № 4 (21). – С. 152-157.
  11. Черный С.В., Махин С.А., Макаричева А.А. Отражение агрессивности в паттернах вызванных ээг-потенциалов // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Биология, химия. – 2010. – Т. 23. – № 4 (62). – С. 216-221.
  12. Краев В.М., Тихонов А.И. Противодействие обману в кадровой работе. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь : Логос, 2017. — 29 с. 
  13. Краев В.М., Тихонов А.И. Риск-менеджмент в управлении кадрами //
    Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 22-25.