Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 338.24

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11047

Управление муниципальным имуществом: программно-целевой подход

Management of municipal property: program-target approach

Урал Рамазанович Мусин, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Ильмир Вилович Нусратуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Ринат Галиевич Хабибуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Ural R. Musin, candidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Ilmir V. Nusratullin, candidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Rinat G. Khabibulin, candidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Аннотация: В статье отражены существующие проблемы при разработке и реализации муниципальных программ по повышению эффективности управления муниципальным имуществом. В качестве одного из методов управления муниципальным имуществом рассматривается программно-целевой подход, который позволяет рационально использовать муниципальные активы с учетом достижения стратегических целей и конечных результатов. В том числе, проанализирована логическая последовательность этапов программно-целевого метода управления муниципальным имуществом. 

Summary: The existing problems during the developing and implementation of municipal programs for increase in effective management of municipal property are reflected in article. As one of methods of management of municipal property program-target approach which allows to use rationally municipal assets taking into account achievement of strategic objectives and the end results is considered. Including, the logical sequence of stages of a program-target method of management of municipal property is analysed.

Ключевые слова: управление, муниципальное имущество, программно-целевой подход, муниципальное образование, программа.

Keywords: management, municipal property, program-target approach, municipal unit, program.

В современных рыночных условиях повышается значимость разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в которой определены цели, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития территории, отвечающая ожиданиям и интересам местных жителей. В результате разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования необходимо определить направления и механизмы ее реализации на основе оптимального использования потенциала, ресурсов и конкурентных преимуществ.

При этом одним из ресурсов муниципального образования обладающих потенциальными резервами для повышения эффективности является муниципальное имущество. Проблема повышения эффективности управления муниципальным имуществом во многом связано насколько эффективно и рационально используются муниципальные активы, и каков результат их использования. Указанные проблемы управления муниципальными активами остаются нерешенными и требуют совершенствования механизмов стратегического управления имуществом муниципального образования. Проблемы эффективного управления муниципальным имуществом во многом связаны с существующими ограничениями по рациональному распоряжению и использованию данных активов.

К таким ограничениям по эффективности управления муниципальным имуществом относятся:

  • отсутствие «конечного собственника» на муниципальные активы, заинтересованного в его бережливом и рациональном использовании;
  • непрозрачность действий совершаемых по распоряжению и использованию муниципального имущества;
  • слабая заинтересованность управляющих муниципальными активами за конечный положительный результат из-за низкой квалификации руководящего персонала и отсутствия строгого контроля за их работой;
  • неподготовленность жителей муниципального образования к участию в процессах управления муниципальным имуществом, либо отношение со стороны руководства муниципального образования при управлении муниципальными активами к населению и местному бизнес-сообществу как «миноритарным акционерам».

Вышеуказанные ограничения характеризуют низкую эффективность управления муниципальным имуществом.

Это позволяет выделить отдельные направления совершенствования процессов управления муниципальным имуществом:

  • совершенствование методов управления муниципальным имуществом с учетом применения стратегического и программно-целевого управления;
  • увеличение сферы действия муниципально-частного партнерства;
  • расширение социальной направленности процессов использования муниципального имущества.

В связи с существующими вопросами при управлении муниципальными активами никак не снижает важную роль муниципальных образований в решении проблем управления муниципальным имуществом на основе разработки местных программ по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, где производится постановка стратегических целей и мер по их достижению с указанием конкретных результатов за соответствующий период. При этом основной причиной большинства неудач является не низкое качество местных программ по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, а многочисленные ошибки в их реализации – в первую очередь, несогласованность данных программ с текущими действиями, совершаемые управляющими муниципальных активов.

Как нам видится, низкая эффективность управления муниципальным имуществом на основе программно-целевого подхода может быть связана с нарушением последовательности этапов в процессе разработки и реализации местных программ по повышению эффективности управления муниципальной собственностью.

Для этого рассмотрим этапы процесса разработки местной программы по повышению эффективности управления муниципальным имуществом, последовательность которой можно представить следующим образом:

Безымянный

В стратегическом анализе выявляются, во-первых, внутренние возможности и резервы для повышения эффективности распоряжения и использования муниципальных активов, в том числе проводится анализ существующей системы управления муниципальным имуществом. Во-вторых, оцениваются возможности привлечения внешних инвесторов на объекты муниципального имущества с помощью продажи или аренды актива, либо задействовать механизм муниципально-частного партнерства. Также на данном этапе должны быть определены приоритетные направления по видам муниципального имущества для повышения привлекательности данных активов в будущем.

Однако в условиях экономической нестабильности в стране и продвижения национальных проектов муниципальному образованию необходимо определить новые ориентиры стратегического развития. В связи с этим муниципалитету необходимо подход для выявления избыточного потенциала объектов муниципального имущества, который подлежит сокращению, и перенаправить усилия по наращиванию муниципальных активов в приоритетных и перспективных направлениях.

Полученные результаты стратегического анализа позволять определить уровень и качество обоснованности постановки стратегических целей по эффективному управлению муниципальным имуществом. Этап целеполагания занимать важное место программно-целевом методе управлении, так как является стратегическим ориентиром для повышения эффективности управления муниципальным имуществом, на достижение которого будут направлены программные действия. При целеполагании необходимо учитывать наличие высокого уровня конкретности и количественных ориентиров стратегических целей, которые должны выражаться измеримыми финансовыми и нефинансовыми показателями.

При управлении муниципальным имуществом выделяются следующие виды стратегических целей:

  • финансово-экономические цели;
  • нестоимостные цели;
  • политические цели [1].

При определении приоритетности стратегических целей по повышению эффективности управления муниципальным имуществом необходимо ориентироваться на сложившиеся условия в муниципальном образовании по результатам стратегического анализа.

После выработки стратегических целей по управлению  муниципальными активами возникает необходимость формирования системы оценочных показателей, которая заключается в выборе финансовых и нефинансовых показателей для количественного измерения поставленных стратегических целей. На каждую стратегическую цель разрабатывается один или два финансовых или нефинансовых показателей. В связи с этим количество финансовых и нефинансовых показателей ограниченный характер, позволяющий измерить степень достижения стратегической цели. Большое количество показателей и индикаторов по оценке стратегических целей усложняют процедуру и трудоемкость расчета, размывают приоритетность степени выполнения целей. После определения оценочных показателей необходимо установить целевые значения по каждому индикатору с учетом внешних условий и внутренних возможностей муниципального образования. Этот процесс является одним из самых сложных задач при разработке индикаторов результативного использования муниципального имущества. Установление целевых значений каждому показателю позволит определить степень достижения стратегической цели по программе повышению эффективности управления муниципальным имуществом.

В работах [5,6] разработаны и внедрены систематизированные комплексы оценочных показателей для анализа и мониторинга эффективности управления земельными ресурсами и недвижимостью города, которые должны обеспечить прозрачность процесса управления муниципальными активами, и направлены на результативность действий управляющих данным имуществом.

На следующем этапе формируется план программных мероприятий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом, которая должна быть направлена на достижение стратегических целей исходя из имеющихся возможностей и ресурсов муниципального образования. Здесь важен процесс ранжирования плановых мероприятий при управлении муниципальным имуществом по приоритетности, срокам и ресурсам.

Таким образом, программно-целевой подход при управлении муниципальным имуществом дает возможность обобщить и определить последовательность этапов, которые направлены на решение следующих вопросов:

  • проведение стратегического анализа потенциала муниципального имущества, выявление возможностей и угроз, и характер их воздействия на данные активы;
  • постановка и обоснование стратегических целей с учетом их приоритетности для повышения эффективности управления муниципальным имуществом в условиях трансформации экономики страны;
  • формирования системы оценочных показателей и определения критериев достижения стратегических целей;
  • разработка комплекса программных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей. Здесь важен процесс согласованность стратегических целей с текущими действиями при управлении муниципальным имуществом. При этом существенное влияние на данный процесс может оказывать неопределенность во внешней среде и сформировать ряд сопутствующих ограничений;
  • определения соответствующих ресурсов, необходимые для выполнения программных мероприятий;
  • мониторинг уровня достижения стратегических целей при управлении муниципальным имуществом, при необходимости производить корректировку плановых действий.

Логическая последовательность выполняемых процедур программно-целевого подхода при управлении муниципальным имуществом направлена на решения конкретной проблемы, связанная с повышением эффективностью использования муниципальных активов с учетом интересов муниципального образования и ее жителей.       

Список литературы

  1. Бедин Борис Михайлович К вопросу целеполагания при управлении муниципальной собственностью // Известия БГУ. 2009. №1. С. 83-86.
  2. Васин В.В., Фоминых К.А. Стратегия управления муниципальной собственностью: ключевые аспекты разработки и реализации // Вопросы управления. 2010. № 1 (10). С. 69-73.
  3. Диков Я.А., Нусратуллин И.В. Пространственное развитие территорий: комплексный подход // Экономические исследования и разработки. 2017. №7. С. 15-23.
  4. Закиров И.Д., Тажитдинов И.А., Казаков В.В. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Вестник Томского государственного университета. 2009. №323. С. 254-258.
  5. Литвинцев А.В. Оценка эффективности использования имущественного комплекса крупного города // Известия БГУ. 2007. №5. С.41-44.
  6. Минаев Н.Н., Елисеев А.М., Мамонтов К.Г. Формирование эффективной модели управления муниципальной недвижимостью города // ПСЭ. 2011. №1. С. 250-255.
  7. Мусин У.Р. Программа развития муниципального образования // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 1. С. 85-86.
  8. Янгирова Е.И. Стратегический ориентир района: пространственное развитие // Моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути решения: сборник научных трудов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – С. 39-47.