http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2019

1MEZHlogo-e1521963337142-2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11039

Международный рынок военной продукции: отличительные черты

THE INTERNATIONAL MARKET OF MILITARY PRODUCTS: DISTINCTIVE FEATURES

Домот Оксана Николаевна, педагогический работник, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники — ЧВВИУРЭ, РФ, г. Череповец

Domot Oksana, teaching staff, Cherepovets higher military engineering school of radio electronics — CWIRE, Russian Federation, Cherepovets

Аннотация: В системе рынков особое место отводится рынку военной продукции. Современный мировой рынок вооружений представляет собой специфическую систему международных военно-экономических связей. В данной статье рассмотрены отличительные черты, позволяющие показать характерные особенности рынка продукции военного назначения.

Summary: In the system of markets a special place is given to the market of military products. The modern world arms market is a specific system of international military-economic relations. In this article the distinctive features allowing to show characteristic features of the market of production of military purpose are considered.

Ключевые слова: рынок военной продукции; торговля вооружением и военной техникой; особенности военно-технического сотрудничества; продукция военного назначения, мировой рынок, сотрудничество.

Keywords: military products market, trade in arms and military equipment, features of military-technical cooperation, military products, world market, cooperation.

Представляя собой систему экономических отношений, рынок является объективной реальностью, без которой невозможно представить современную экономику. Рыночная экономика включает весь спектр рынков: товаров и услуг, средств производства, ценных бумаг, инвестиций, недвижимости, а также рынок товаров и услуг военного назначения. Будучи связанными между собой они действуют в своих границах и выполняют определенные функции по обеспечению нормального режима функционирования рыночной экономики.

Международный рынок товаров и услуг представляет собой совокупность товарных рынков, которые играют в мирохозяйственных отношениях разную роль. Основной движущей силой в мировом хозяйстве стал научно-технический прогресс, благодаря чему экономика получила новые импульсы, способствовавшие ее глобализации.

Несмотря на то, что торговля на мировом рынке в последние годы находится в стагнации из-за воздействия большого количества негативных факторов, продолжает развиваться и преуспевать один из ее секторов. А именно — торговля вооружением и военной техникой (В и ВТ). Данный рынок относится к группе наиболее значимых как по объемам продаж, так и по значению для мировой экономики и международных отношений.

Развиваясь предметно и динамично, рынок товаров и услуг военного назначения в системе рынков занимает особое место. Сотрудничество с иностранными государствами в военно-технической сфере представляет собой весьма специфическую область внешнеторговой деятельности. Военно-техническое сотрудничество можно определить как совокупность межгосударственных отношений, сложившихся в связи с разработкой, производством и поставкой (закупкой) продукции военного (двойного) назначения, оказанием услуг и осуществлением инвестиций в этой сфере деятельности. [1,с.102] Военное сотрудничество связано с особой международной деятельностью государств и находится, как правило, в его исключительной компетенции, так как непосредственно влияет на различные аспекты национальной безопасности.

Потребность в развитии и совершенствовании ВТС на современном этапе определяется целым набором факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования оборонно-промышленного комплекса страны. Исключительной особенностью военно-технического сотрудничества является то, что оно находится на пересечении ряда важнейших направлений, таких как: международная деятельность, военно-политическая деятельность как внутри страны, так и за рубежом и, бесспорно, торгово-экономическая деятельность государства.

Точное определение военного рынка до настоящего времени еще не сложилось. В большинстве случаев под военным рынком понимают рынок продукции и услуг военного назначения. Мировой рынок вооружений представляет собой совокупность регионально-локальных рынков, на которых страны-экспортеры и страны-импортеры вооружений и военной техники решают взаимосвязанные комплексные задачи купли-продажи продукции военного назначения (ПВН) [5, с.6].

Страны, обладающие собственным военно-промышленным комплексом, создают при его помощи оружие и военную технику не только для своих нужд, но и для продажи в другие страны. Экспорт оружия – довольно доходный бизнес.

Характеристики любого рынка, зачастую, определяются его продукцией и условиями торговли. Не является исключением из правил и рынок продукции военного назначения. Ряд особенностей на торговые отношения в данной сфере экономики накладывает специфичность товара.

Отличительной чертой международной торговли продукцией военного назначения является то, что продавцами и покупателями на рынке являются преимущественно государства. Если же внешнеторговые операции совершают частные экспортеры, их внешнеэкономическая деятельность жестко регламентируется и контролируется соответствующими государственными органами.

Вся предлагаемая на мировом рынке продукция военного назначения производится в заранее оговоренном количестве, с конкретными качественными тактическими и техническими характеристиками. В подавляющем большинстве, она предназначена для определенного заказчика, при этом предварительно устанавливаются стоимостные параметры сделки.

Экспорт вооружений и военной техники, в отличие от обычных внешнеторговых связей, довольно часто, сильно привязывает друг к другу страны-импортеры и поставщиков, что кардинально отличает подобные сделки от обычных внешнеторговых связей. У покупателей оружия возникают дополнительные потребности: в сервисном обслуживании, поставках запасных частей и боеприпасов, модернизации ранее приобретенных образцов и т.д. Поэтому для рынка В и ВТ характерны сделки, которые поставщики и покупатели как правило заключают на длительный̆ период, достаточный для удовлетворения вышеперечисленных и ряда других специфических потребностей.

К особенностям рынка военной продукции можно отнести значительное превышение предложения над спросом. Результатом такого дисбаланса является то, что именно покупатели диктуют качество, сроки и условия поставок.

Многие импортеры в современной экономической ситуации испытывают финансовые трудности, что нацеливает их на закупку продукции из более низкой ценовой категории и заставляет принимать участие в совместных производствах, а также добиваться различного рода уступок и преференций при заключении контрактов. Экспортеры, в свою очередь, стараются выдвигать дополнительные условия по предоставлению льготных кредитов, заключению бартерных соглашений, осуществлению поставок на условиях лизинга.

Современное международное военно-техническое сотрудничество является составной частью мировой торговли военной продукцией. Перспективными формами такого сотрудничества на сегодняшний момент являются создание за границей совместных предприятий по производству, реализации и утилизации продукции военного назначения; предоставление партнерам технологий производства продукции двойного назначения, а также взаимный обмен и продажа иностранным партнерам результатов деятельности специализированных ведомств. Экономически развитые западноевропейские страны давно осознали все преимущества и значимость совместных затрат при разработке и производстве современных видов вооружений. Главной мотивацией такого сотрудничества являются экономическая сторона. Участие в совместном производстве 3-4 государств, по оценкам специалистов, может снизить затраты каждого из государств примерно в 2 раза по сравнению с возможными затратами в случае единоличной разработки проекта одним государством.

Анализируя международный рынок торговли продукцией военного назначения можно прийти к выводу, что тенденции развития этого рынка определяются как известными законами рыночного хозяйства, так и специфичностью военно-экономических и военно-политических отношений. Следствием таких условий является отсутствие механизмов характерных для рынка свободной конкуренции.

Рынок продукции военного назначения представляет собой вариант монополистической конкуренции. Основными участниками такого рынка являются небольшое количество организаций, имеющие разрешение от специализированных структур органов государственной власти.

Необходимо также отметить своеобразие рынка военно-технической продукции, которое заключается в иррациональности потребления. Увеличение международной торговли вооружением является свидетельством международной напряженности. Подобные тенденции рассматриваются как крайне негативные. Росту сделок способствуют как открытые военные конфликты, так и политические противостояния.

Еще одной особенностью современного мирового рынка военной продукции является то, что большая часть международных сделок являются или строго засекреченными, или информация о них не отличается достоверностью. Это относиться как к финансовой стороне контрактов, так и к сведениям, касающимся количества и сроков поставок.

Мировой рынок военной продукции – это достаточно сложная система мировых военно-экономических связей. Торговля вооружением позволяет экспортерам не только извлекать прибыль, но и оказывать влияние на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, воздействовать на политический курс стран-импортеров; способствует наращиванию совокупного потенциала союзных государств; дает возможность испытывать новые образцы вооружений и обеспечивать загрузку производственных мощностей военной промышленности.

Вместе с тем рынок вооружений продолжает оставаться достаточно специфичным сектором мировой экономики, который требует особого как международного, так и национального регулирования, обладающим противоречивым характером спроса и продолжающим оставаться потенциальным поводом для вооруженных конфликтов.

Развитие мирового рынка военной продукции определяется стабильностью и состоянием военно-политического климата, а также формирующимися стратегическими взаимоотношениями между региональными лидерами и ведущими мировыми державами.

Постоянно действующими факторами оказывающими влияние на формирование и развитие международного рынка продукции военного назначения являются: сложившаяся в мире военно-политическая обстановка, уровень возникшей военной угрозы, перспективы научно-технического прогресса, а также общее состояние экономики и платежеспособность стан — участниц.

Список литературы

  1. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / Под ред. А.М. Московского – М.: Издательский дом «Граница», 2005. – 520 с.
  2. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, 50 лет, 1953-2003 / Регион. обществ. организация «Ветераны ВТС» ; [А.В. Аксенов и др.] ; Отв. ред. А.Н. Почтарев. – М.: Изд-во Макцентр, 2003. — 415 с.
  3. Кокушкина И.В., Шкодских Е.Ю. Рынок вооружений и военной техники: сущность, структура, тенденции развития. – – Вестник СПбГУ. – Сер. 5. – Выпуск 4(№29) – C. 47 – 52.
  4. Кушнир А.М. Особенности мирового рынка продукции военного назначения и тенденции его развития / А. М. Кушнир // Военный академический журнал. – 2016 – № 4 – 96-99.
  5. Лященко В.П. Торговля оружием в России: некоторые вопросы организации и экономики. — М.: Новый век, 2001.- 128 с.
  6. Савинов, Ю.А., Фатьянов А.А. Международная кооперация в международной торговле продукцией военного назначения // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 3. – С. 70-84.
  7. Фадеев O.A. Экспорт вооружения и военной техники: вопросы ценообразования // Военная мысль. 2000. – № 5. – С.36-38.
  8. Фарамазян Р., Борисов В. Военная экономика: этапы развития и контуры будущего. Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 9. – С. 44-51.