Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 659.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11016

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ «АРР» Г. УФА)

Галиуллина Физалия Ришатовна, магистрант, Башкирский государственный университет г. Уфа РФ

Galiullina Fizaliya Rishatovna, Galiullina-Fizaliya@mail.ru.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования рекламной деятельности современных предприятий. Целью работы является определение сущности и методов исследования рекламной деятельности, определение проблем рекламной деятельности в «АРР» г. Уфа. В работе использованы такие методы, как описание, наблюдение, анализ и синтез, изучение литературных источников и др. Проведенное исследование позволяет выявить проблемные зоны рекламной деятельности для разработки и внедрения рекомендаций по совершенствованию рекламной деятельности «АРР» г. Уфа в дальнейших исследованиях, что позволит повысить эффективность деятельности фирмы в целом и будет способствовать повышению ее прибыльности и конкурентоспособности.

Summary: The article is devoted to the actual problem of improving the advertising activities of modern enterprises. The aim of the work is to determine the nature and methods of research of promotional activities, the definition of problems of promotional activities in the “APP” Ufa. We used such methods as description, observation, analysis and synthesis, study of literary sources, etc. The study made it possible to identify problem areas of advertising activity for the development and implementation of recommendations for improving advertising activity of “APP” in Ufa in further studies, which will increase the efficiency of the company as a whole and will contribute to its profitability and competitiveness.

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рекламное исследование, инструменты рекламы, эффективность рекламы.

Key words: advertising, advertising, advertising research, advertising tools, advertising effectiveness.

Введение

Обычно, продвижение товаров и услуг тесно связывается с такой деятельностью, как маркетинг. Благодаря мероприятиям по продвижению происходят серьезные влияния на судьбу товаров и услуг на соответствующем рынке. Сейчас в российских фирмах оперативно создаются структурные подразделения по пиар или рекламе, в числе задач которых – оптимальное медиапланирование и проведение рекламных кампаний.

Реклама – направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему. Управление рекламной деятельностью, медиапланирование, разработка и внедрение рекламной кампании являются важнейшей частью маркетинговой деятельности предприятий.

Целью работы является определение сущности и методов исследования рекламной деятельности, определение проблем рекламной деятельности в «АРР» г. Уфа.

Результаты исследования

Система маркетинговых коммуникаций по продвижению товаров и услуг призвана не только помочь предприятиям продать свою продукцию в условиях жесткой конкуренции, но и сформировать свой имидж в положительном направлении. Именно коммуникации помогут предприятию обеспечить взаимосвязь с клиентом, сформировать атмосферу взаимовыгодного сотрудничества.

Для эффективного формирования и развития системы продвижения товаров и услуг предприятия/организации, необходимо эффективно использовать инструменты маркетинговых коммуникаций для продвижения товаров и услуг.

Маркетологи рекомендуют задействовать многие средства маркетинговых коммуникаций, но в силу ограниченности бюджетов компании зачастую пользуются только основными [3;. 12]. Из них реклама – один из старейших и мощнейших инструментов продвижения товаров и услуг и для привлечения потенциальных клиентов. Обычно направлена на большую группу людей, однако такой подход действует только в случае, если рекламируется товар массового спроса. В иных ситуациях рекомендуется проводить рекламные кампании в средствах массовой информации (СМИ), интернет–кампании и т.п. с грамотными настройками маркетинга на целевую аудиторию. Данный вид средств коммуникаций не так эффективен без поддержки остальных, таких как, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг – интерактивная система, создающая дополнительные удобства при выборе или покупке продукции [5; 15].

По нашему мнению, в условиях нестабильной рыночной конъюнк­туры и развития интернет-технологий роль интернет-рекламы значительно возрастает ввиду ее способности снижать общие затраты на рекламу, быстро адаптироваться к потребностям рынка, целевой направленности в сочетании с массовостью просмотров. В современном мире в эпоху повышенного интереса к маркетингу, применение интегрированных маркетинговых коммуникаций и инструментов интернет-рекламы приобретает особое значение. Такие инструменты реализуют в комплексе управленческих решений, которые анализируют тенденции развития динамики спроса на рынке, оценки влияния внешней среды, формирования стратегии коммуникаций и коммуникационной политики [4; 21].

Управление рекламной деятельностью также предполагает регулирование рыночной устойчивости компании и повышение конкурентоспособности путем внедрения эффективной маркетинговой коммуникационной политики, за счет которой достигаются максимально возможные результаты коммерческой деятельности компании путем моделирования поведения потребителей, привлечения новых потребителей и формирования покупательской лояльности. Все это способствует повышению экономической эффективности деятельности предприятия и обеспечивает рост выручки, увеличение доли рынка, рост конкурентоспособности.

Преимущество продвижения предприятия, товаров и услуг в Интернете в распространении данного способа коммуникации, передачи информации и довольно-таки лояльной себестоимости. Интернет действительно ежедневно посещается сотнями миллионов наших граждан, а также жителями практически всех стран мира, ведь информационная паутина глобальна, она не имеет географических, межгосударственных барьеров. Соотношение цены и эффективности рекламы здесь на оптимальном уровне.

Интернет-реклама по итогам 2017г. занимает 21% от объема рынка рекламы в стране. По объему она уступает лишь такому сегменту, как телевидение, у которого 159,8 млрд. руб. По итогам 2017г. прирост объема рекламы на телевидение составил всего 2%, что ниже уровня инфляции в стране [1; 15].

По мнению экспертов, основной причиной взрывных темпов роста рынка является рост аудитории сети интернет. При этом, потенциал роста интернет-рекламного рынка за счет ускоренного роста аудитории почти уже исчерпан, а при существующем кризисе и стагнации экономике рекламодатели, оперирующие крупными бюджетами, предпочитают переводить их в телевизионную рекламу, из-за чего падает сегмент рекламы медийной [2; 26].

Необходимо эффективное управление рекламной деятельностью при помощи современных интернет-технологий рекламы: контекстной рекламы, социальных сетей и др.

Изучение эффективности рекламы – одно из важных и перспективных направлений современного маркетинга. Методы исследования рекламных посланий постоянно совершенствуются, однако точно измерить их эффективность достаточно сложно. Виной тому – отсутствие единой упорядоченной классификации существующих подходов и путаница в терминах, заимствованных из зарубежной маркетинговой литературы.

Исследования в рекламе проводятся с целью повышения эффективности рекламных мероприятий. Основные задачи, которые решают исследования в рекламной деятельности компании, представлены ниже [5; 20]:

  • оценка и расчет эффективности проведения рекламной кампании;
  • обозначение основных характеристик носителей рекламы для выбора тех, которые наиболее полно соответствуют целям продвижения продукции;
  • измерение основных показателей медиаканала;
  • тестирование идеи или концепции самой рекламы.

Выделяют следующие этапы процесса проведения исследований в рекламе [3; 13]:

  1. Формулирование проблемы и постановка целей исследования выбор источников рекламной информации.
  2. Проведение рекламного исследования.
  3. Анализ данных, выводы и рекомендации.

На первом этапе необходимо четко сформулировать проблему и определить цели исследования. Целью рекламных исследований может являться получение сведений о содержании и концепции рекламы, об идеях, на которых основано рекламное сообщение, определение оптимальных медиаканалов и медианосителей и т.п.

Второй этап исследования в рекламе – это выбор источников информации. Любое исследование начинается с изучения вторичной информации, которая была собрана раньше для определенных целей. Основным преимуществом вторичных данных является их доступность и низкая стоимость получения. Но эта информация не всегда соответствует поставленным целям исследования, или ее недостаточно для решения проблемы, поэтому следует приступать к сбору первичной информации. Главное достоинство первичных данных – это достоверность информации, но в отличие от вторичных источников, требует значительных вложений трудовых и материальных ресурсов.

Непосредственно проведение рекламного исследования осуществляется на третьем этапе. Исследователи определяются с методами сбора данных, рассчитывают объем выборки, составляют смету затрат. После получения всей необходимой информации необходимо ее обобщить и проанализировать. Далее исследователь делает выводы, разрабатывает рекомендации и составляет общий отчет о проделанной работе. Отчет предоставляется руководству компании или непосредственно заказчику исследования.

Исследуемое предприятие – «Агентство Регионального Развития» – федеральная сеть консультантов по коммерческой недвижимости, представительства которой находятся в 54 городах России [6].

В отчетном периоде в исследуемой компании (подразделение г. Уфа) наблюдается нестабильная динамика объема продаж, который в 2015–2017 гг. увеличился на 83120 тыс. руб. или на 30,4%. Это обусловлено такими факторами как рост объемов продаж и степенью выполнения договорных отношений, а также инфляцией    и ростом цен.

Для того, чтобы оценить рекламную деятельность АРР г. Уфа, было проведено кабинетное исследование:

  1. Анализ интернет-страницы компании. Производя анализ сайта, можно сказать, что информация представлена в недостаточном количестве: нет информации о сертификатах качества; не указаны сведения о наиболее интересных объектах недвижимости; нет прайс-листа, кроме юридических услуг; отсутствует возможность онлайн-общения.

Что касается визуального оформления то можно сказать, что дизайн сайта – приятный, есть анимированная вставка. Новости обновляются редко и их крайне мало; слишком много лестных слов и визуализации.

  1. Анализ интервью с директором предприятия. Генеральный директор АРР г. Уфа в ноябре 2018г. дал интервью и, проанализировав его, можно выделить следующие основные аспекты рекламной и маркетинговой деятельности компании:
  • компания не использует широкомасштабные рекламные кампании, так как слишком высока ее стоимость на федеральном телевидении, но, несмотря на это, услуги пользуется спросом. К примеру, за 8 лет работы было заключено более 12 тысяч договоров.
  • компания не тратит огромные средства на продвижение услуг, но постоянно заботится о квалификации персонала.
  • «основной посыл – оказывать качественные услуги, беречь репутацию и чтить традиции», свидетельствует о том, что фирма заботится о собственном имидже, являющийся важной составляющей рекламной коммуникации.
  • тезис «главное слушать и слышать» от руководителя фирмы говорит о том, что компания заинтересована в долгосрочных выгодных взаимоотношениях, налаживающихся посредством личной продажи и прямого маркетинга.
  • по той причине, что объемы рынка недвижимости не показывают стабильного роста сократилось, а количество конкурентов растет, фирме придется в будущем осуществлять усиленную рекламную деятельность, повышая рекламный бюджет.
  1. Анализ инструментов и каналов рекламных коммуникаций. На сегодняшний день компания АРР г. Уфа использует различные способы привлечения новых клиентов, включая следующие направления, за которые несет ответственность отдел продаж:
  • наружная реклама: баннеры;
  • привлечение клиентов по рекомендации действующих клиентов;
  • участие в специализированных выставках, презентациях;
  • проведение маркетинговых акций.

Что касается используемых средств стимулирования покупателей, на рынке, используемых в маркетинговой и рекламной деятельности предприятия, то на сегодняшний день существует лишь временная акция, действующая с 01.12.2018 по 15.01.2019г., которая предусматривает скидки в зависимости от суммы услуг до 30%. В целом, стоит отметить отсутствие разнообразия каналов рекламы в маркетинговой деятельности АРР г. Уфа.

Заключение

Реклама – это мощный и бесперебойно работающий инструмент, который способен выполнить колоссальное количество поставленных перед ним задач. Над совершенствованием рекламы работают творческие люди, которые находятся в вечном поиске новых идей, а также новейшие технологии, машины и прочее оборудование. В результате потребитель получает извещение о рекламируемом товаре или услуге, начинает активно их приобретать, тем самым увеличивая прибыль производителю. И сеть Интернет – это наиболее перспективное поле для совершенствования рекламных и маркетинговых коммуникаций организации.

Исследование рекламной деятельности «АРР» г. Уфа показало, что существуют проблемы предприятия АРР г. Уфа, а именно:

  • предприятие не составляет четких медиапланов, реклама и продвижение услуг проходят нерегулярно;
  • отсутствует подразделение в организационной структуре, в обязанности которого входила бы рекламная и PR деятельность непосредственно;
  • предприятие неэффективно использует Интернет и социальные сети для рекламы услуг и обратной связи с клиентами.

Данные проблемы влияют на маркетинговую деятельность, конкурентоспособность услуг предприятия, а следовательно, требуют решения в дальнейших исследованиях.

Список литературы

  1. Авдеев С.А. Реклама в помощь бизнесу / Корреспондент. 2018. №3. с. 14–17.
  2. Васнев С.А. Реклама в современной деятельности предприятий / Экономика. 2017. №12. с. 25–32.
  3. Гавриленко А.Ю. Как повысить эффективность рекламы? / Молот. 2017. №19. с. 12–14.
  4. Ореховский П.В. Повышение эффективности рекламной деятельности / Общество и экономика. 2017. №9. с. 20–24.
  5. Панюшкин С.С. Оценка эффективности системы маркетинга и рекламы на предприятиях / Российское предпринимательство. 2017. № 8. с. 15–24.
  6. https://ufa.arrpro.ru – сайт «АРР»