Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 631.15:633/635

Bezymyannyj-12

Любовь Винничек, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой организации и информатизации производства, ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ

Lyubov Vinnichek, doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of organization and informatization of production, Penza State Agricultural University

Андрей Дергунов, аспирант кафедры организации и информатизации производства, ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ

Andrey Dergunov, graduate student of sub-department of organization and informatization of production, Penza State Agricultural University

Елена Погорелова, ассистент кафедры организации и информатизации производства, ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ

Elena Pogorelova, assistant of sub-department of organization and informatization of production, Penza State Agricultural University

Формирование масложирового кластера в масложировом подкомплексе региона

FORMATION OF oil and fat cluster IN THE oil and fat subcomplex OF THE REGION

Аннотация: В статье дано определение понятию кластер, рассмотрена кластерная политика как одно из ключевых направлений развития кластеров, выявлены цель и задачи кластерной политики, предложено формирование масложирового кластера как составной части стратегии развития масложирового подкомплекса. Изложена совокупность факторов, определяющих развитие масложирового кластера, которые разделены на уровни развития, подробно рассмотрен каждый из уровней. Составлена структура масложирового кластера в регионе, определен основной род деятельности составных частей масложирового кластера, а также раскрыто их взаимодействие между собой.

Annotation: The article defines the concept of a cluster, considers cluster policy as one of the key directions in the development of clusters, identifies the purpose and objectives of cluster policy, suggests the formation of an oil and fat cluster as an integral part of the strategy for the development of an oil and fat subcomplex. The set of factors determining the development of the oil and fat cluster, which are divided into levels of development, is described in detail, each level is considered in detail. The structure of the oil and fat cluster in the region has been compiled, the basic activity of the components of the oil and fat cluster has been determined, and their interaction has been revealed.

Ключевые слова: масложировой кластер, масложировой подкомплекс, кластерная политика, стратегия развития, структура масложирового кластера, центр кластерного развития.

Keywords: oil and fat cluster, oil and fat subcomplex, cluster policy, development strategy, structure of oil and fat cluster, Center for Cluster Development.

Развитие масложирового подкомплекса предполагает согласование экономических интересов производителей маслосемян и перерабатывающих организаций. Сельскохозяйственные товаропроизводители заинтересованы в максимальном увеличении объема производства маслосемян и их продажи по наиболее высоким ценам, так как от него зависит уровень оплаты и оценка вложенного труда, а организации переработки маслосемян наряду с увеличением прибыли – в обеспечении сырьем по наиболее низким ценам, что во многом определяет качественный результат деятельности организации. Для согласования интересов субъектов масложирового подкомплекса предлагается сформировать в нем кластер.

По мнению А.В. Бабкина, А.А. Мошкова, А.О. Новикова «Кластер представляет собой размещенную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний (поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг), инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [3].

При этом при создании кластера необходимо придерживаться кластерной политики, которая задает направление развития кластера.

«Кластерная политика – это система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров и обеспечивающих внедрение инноваций» [8]. При этом в методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ Министерством экономического развития РФ [1] определяется цель реализации кластерной политики, которая заключается в достижении высоких темпов роста и диверсификации экономики с помощью повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Кластеры призваны не только согласовывать интересы субъектов, входящих в него, но и создавать условия для их развития.

Дальнейшее развитие сырьевой базы маслосемян и системы их переработки возможно только при формировании масложирового кластера в регионе с целью объединения интересов производителей маслосемян и организаций по их переработке, что должно стать составной частью стратегии развития масложирового подкомплекса (рисунок 1).

Если рассматривать масложировой кластер как территориально ограниченную систему (объект), включающую в себя комплекс инновационных и инфраструктурных организаций и предприятий (среда), связанных инновационными импульсами развития (процесс), и функционирующую для достижения определённой цели (проект), то считается целесообразным всю совокупность факторов, определяющих развитие кластера, разделить на три группы, соответствующие трем уровням развития (рисунок 2).

Screenshot_1

Рисунок 1 – Методика разработки стратегии развития масложирового подкомплекса

Screenshot_2

Рисунок 2 – Элементы масложирового кластера

На первом уровне о наличии агропромышленного кластера в масложировом подкомплексе Пензенской области как относительно организованной системы свидетельствует высокое значение коэффициента агропромышленной локализации в отдельных территориальных образованиях области.

Второй уровень – уровень становления кластера – может быть охарактеризован значительным превышением показателей эффективности в среднем по группе организаций, образующих кластер, над среднеотраслевым уровнем.

Именно в этом превышении сконцентрирован положительный эффект синергизма кластера – превышение эффективности деятельности кластера как системы над эффективностью его составных частей – организаций.

Для создания кластера необходима системообразующая единица. Такой единицей в Пензенской области может стать производственно-сбытовое интегрированное образование, учрежденное региональными производителями маслосемян на собственные средства и развитое на базе двух существующих перерабатывающих маслоэкстракционных заводов. Это позволит выполнить главное требование к формированию кластера – «инициатива снизу» – и замкнуть в единый цикл производителей сырья (маслосемян) и переработчиков (маслоэкстракционные заводы). При этом объединение сможет от своего имени представлять интересы всех субъектов масложирового кластера в государственных органах, получать кредитные ресурсы и направлять их на его комплексное развитие, участвовать в осуществлении государственной политики на территории области по развитию масложирового подкомплекса АПК.

Развитию и функционированию территориальных кластеров в регионе способствует Центр кластерного развития Пензенской области [2], который содействует организациям-участникам кластера в получении государственной поддержки, проводит анализ потенциала региона в части создания кластеров, разрабатывает технико-экономические обоснования проектов и программ, организует проектирование цепочек взаимодействия между участниками и другое.

Кластер создает исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Важную роль в формировании кластеров и повышении их эффективности и конкурентных преимуществ играет доступность информации по маркетингу, статистическим и оценочным показателям, современным технологиям в АПК. В рамках масложирового кластера доступ к информации может быть организован менее затратно для входящих в него структур, создавая условия для более результативной работы. Создаваемые межотраслевым кластером информационные преимущества обеспечиваются за счет близости структур (технологической, организационно-экономической), наличия постоянных контактов и общественных связей [4, 6, 7].

Структура масложирового кластера представлена на рисунке 3.

Производственный комплекс в данном кластере представляют производители маслосемян и перерабатывающие организации, основной целью которых является изготовление и переработка продукции.

Screenshot_3

Рисунок 3. – Структура масложирового кластера в регионе

Производственный комплекс является одним из ключевых звеньев кластера, в связи с тем, что от результатов его деятельности будет зависеть объем произведенной продукции.

Сбытовые оптовые и розничные организации наряду с производственным блоком играют важную роль в деятельности кластера, так как от их деятельности реализация продукции и соответственно на получение прибыли. Деятельность сбытовых организаций тесно связана, как с производственным комплексом, так и с маркетинговым отделом. Основными задачами этого отдела являются: исследование и анализ нужд потребителей, разработка ценовой политики, разработка стратегии и тактики деятельности кластера на рынке масложировой продукции.

Основная деятельность сервисных предприятий заключается в следующем: ремонт оборудования, транспортные перевозки, строительные работы.

Производственно-сбытовой сектор формируют: производственный комплекс, сбытовые оптовые и розничные организации, сервисные предприятия, отдел маркетинга, которые являются ключевыми звеньями масложирового кластера. Он находится в тесной взаимосвязи с научно-инновационным отделом, в состав которого входят научно-исследовательские институты, научно-исследовательские центры, малые инновационные предприятия. Деятельность данного отдела подразумевает разработку новых технологий производства и переработки маслосемян, научное обоснование внедрения инноваций.

Управлением кластера будет осуществлять координационно-управленческий совет, функциями которого является координация работы всех субъектов, разработка стратегии развития, определения плановых показателей.

Также планируется создать вспомогательные отделы, которые своей деятельностью должны снизить нагрузку на производственно-сбытовой сектор, способствовать развитию кластера. Отдел кадров будет осуществлять подбор персонала, разработку планов повышения квалификации работников. Отдел страхования позволяет снизить риски в производстве, юридический отдел обеспечит должную правовую поддержку, а финансовый отдел – осуществит финансовый контроль деятельности кластера.

Масложировой кластер позволит объединить множество мелких организаций и позволит повысить их конкурентоспособность на рынке и эффективность деятельности. Концентрация конкурентов их покупателей и поставщиков в едином географическом пространстве – районе (области) – способствует росту эффективности и специализации производства.

Подводя итог, можно заключить, что масложировой кластер позволяет согласовывать интересы производителей маслосемян и перерабатывающих организаций, а также способствует повышению конкурентоспособности производимой продукции, путем выхода на новые рынки сбыта и формирования своей инфраструктуры продвижения продукции. Тем самым кластер будет способствовать развитию масложирового подкомплекса в регионе и повышению его устойчивости.

Литература:

  1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19 Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747
  2. Официальный сайт Центра кластерного развития Пензенской области режим доступа: http://ckr58.ru/
  3. Бабкин А.В., Мошков А.А., Новиков А.О. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промышленного кластера // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – Экономические науки. – 2012. – № 4(151). – С. 84-90.
  4. Винничек Л.Б Стратегия развития возделывания масличных культур в регионе / Л.Б. Винничек // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – С. 18-22.
  5. Лапыгин Д.Ю. Кластерная политика в регионе // СЭПТП. – 2014. – №11. – С.3-18
  6. Разгоняева В.В. Региональная политика развития масличных кластеров / В.В. Разгоняева // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №4 (020). – С. 79-82.
  7. Разгоняева В.В. Технология формирования регионального кластера масличных культур / В.В. Разгоняева // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №4 (020). – С. 79-82.
  8. Ткачук Л.Т., Корж А.С., Короткова Г.К. Кластерные инициативы в экономике: тенденции развития и проблемы реализации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – Экономические науки. – 2015. – №3 (221). – С.52-62
  9. Узбекова А.С., Малышева И.С. Перспективы и проблемы создания масложирового кластера в Нижегородской области // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2014. – №4 (106). – 110-117